СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация предназначена для специалистов дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи детей дошкольного возраста"»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» города Пласта















КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Речедвигательная гимнастика - средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»













Выполнила:

учитель – логопед

Пономарева М.В

Слайд № 1.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Однако этому процессу могут помешать различные факторы, например, нарушение одного из компонентов речи — звукопроизношения. В настоящее время в системе образования наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения различной сложности. Среди этих детей значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно сформирована фонетическая сторона речи, чаще всего звукопроизношение. Звукопроизношение, как компонент речевой системы является одним из важнейших средств речевой коммуникации, в основе которого лежат различные психофизиологические механизмы.

Слайд № 2.

Эти сложные по структуре механизмы обуславливаются взаимодействием процессов, происходящих в организме человека, в момент реализации речевой деятельности. В реализации процесса звукопроизношения участвуют как центральные (центральный речевой аппарат), так и периферические (периферический речевой аппарат) органы речеобразования. Таким образом, произношение каждого звука человеческой речи включает в себя совокупность таких психофизиологических актов, как порождение импульсов в головном мозге, вдох (расширение грудной клетки, опускание диафрагмы), выдох (сжатие грудной клетки, поднимание диафрагмы), фонация (раскрытие и закрытие голосовой щели, вибрация голосовых складок), процесс резонанса (прохождение воздушной струи через ротовую полость, носоглотку и полость носа), а также движения языка, зубов, губ, мягкого и твердого неба — органов артикуляции . Произнесение любого речевого звука является результатом сложной скоординированной мускульной работы. Группы мышц, участвующих в процессе порождения звука, приводят в действие те органы периферического речевого аппарата, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют процесс звукопроизношения. Движение каждого такого органа вносит свой определенный вклад в произнесение звуков. Движения органов, участвующих в образовании речи, имеют специфический характер, который объясняется тем, что речевая деятельность человека является социально направленной и служит основным средством связи, взаимодействия и адаптации в окружающей среде.

От того, насколько точными и последовательными будут эти движения, зависит плавность и правильность речевого высказывания, что способствует правильному восприятию окружающими смысла передаваемых сообщений, а значит и комфортной коммуникации в целом. У детей с нарушениями речи, в том числе и звукопроизносительной ее стороны, зачастую отмечается недоразвитие двигательно-координационных функций, сложности переключения с одного двигательного эталона на другой, включая артикуляционные уклады звуков речи. Причинами этого могут являться, как поражения речедвигательных зон коры головного мозга, так и нарушения в анатомо-физиологическом строении периферического речевого аппарата.



Слайд № 3.

Для того, чтобы преодолеть недостатки речедвигательной, а также общей двигательной функции в целом, необходимы постоянные тренировки тех систем, которые были нарушены. В настоящее время в логопедической практике активно развивается направление, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической стороны речи (звукопроизношения), которое получило название речедвигательная гимнастика (речедвигательная ритмика). Речедвигательная ритмика используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами, и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Речедвигательная ритмика (гимнастика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением с музыкальным сопровождением или без него. В выполнении упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Научная основа речедвигательной гимнастики складывается из совокупности научных дисциплин, которые имеют необходимые данные о взаимосвязи движения и речи. Биологические, смежные естественнонаучные, а также педагогические дисциплины (физиология и анатомия человека, патофизиология, педиатрия, невропатология, нейрофизиология, специальная педагогика, логопедия и т. д.) изучают процессы биологического развития человека, и позволяют понимать закономерности формирования двигательных навыков и навыков речевой деятельности.

Слайд № 4. Цель логоритмики (читать слайд)

Слайд № 5. Задачи речедвигательной гимнастики (читать слайд)

Основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения.

Слайд № 6.

Характеристика основных звеньев речедвигательной гимнастики:

- развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти пространственных представлений и навыков зри­тельной ориентации на говорящего; развитие тонкой и об­щей моторики, координации движений; развитие мимичес­кой мускулатуры; развитие произвольного внимания.

- развитие речи и коррекция речевых нарушений: разви­тие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодики речи; формирова­ние фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Слайд № 7. (читать слайд)

Средствами речедвигательной гимнастики являются:

1.Двига­тельные упражнения, направленные на нормализацию мы­шечного тонуса.

2.Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

3.Упражнения на разви­тие дыхания.

К методическим приемам речедвигательной гимнастики относятся:

- показ упражнений,

-сопряженное, сопряжено-отра­женное и совместное выполнение движений,

- словесная ин­струкция,

- пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Слайд № 8.

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В ка­честве теоретической основы использована теория знаменитого физиолога Н.А. Бернштейна об уровневой организации дви­жений и их развития в онтогенезе.

Уровень 1 (уровень С по Бернштейну). Это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, об­щей моторики, слухового и зрительного внимания, подра­жательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствуют его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 (соответствует уровню D). На этапе ав­томатизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению четкой дикции, инто­национной выразительности. Этот этап заключается в по­следовательной отработке звуков от более легких по артику­ляции до более сложных, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.

Уровень 3 (соответствует уровню Е) является высшим. Этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации про­цесса формирования фонематического слуха, развитию про­содических компонентов речи и закреплению правильного произношения.

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее при­менение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях на­ряду с традиционными методами, принятыми в логопедиче­ской практике. При проведении коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии целе­сообразно следовать следующим принципам:

1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гим­настики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

2. Использование технологии речедвигательной ритми­ки наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопро­вождения.

3. Соблюдение общедидактического принципа «от прос­того к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются меж­ду собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

4. Планирования работы и ее содержания в зависимости от возраста занимающихся и от речевого нарушения, состояния их двигательной и речедвигательной функции.

Слайд № 9.

Структура логоритмического занятия

  1. Вводная часть Подготовка детей психологически и физически к предстоящей нагрузке. Виды ходьбы в сочетании с бегом и дыхательные упражнения. Активизируем внимание (переход с ходьбы на бег).

2 часть. Основная

Используется 5-6 средств максимум.

- ОРУ сочетаются с музыкальным сопровождением

- дыхательные упражнения с артикуляционными и пальчиковыми упражнениями;

- двигательная и смысловая нагрузка. Предполагает освоение нового материала;

- музыкально-ритмические композиции;

- игровая деятельность (игры с пением, хороводного плана)

-речевые упражнения без музыки;

- спокойные игры, сочетающие с дыхательными упражнениями малой подвижности;

- творческие задания.

3 часть. Заключительная.

Используется 2-3 средства. Восстанавливаем организм. Можно использовать средства: ходьба, творческие композиции, релаксация, пальчиковый театр.

Слайд № 10.

Слайд № 11.

Слайд № 13.

Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, во-вторых, у детей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание психомоторного развития: низкий уровень ловкости и быстроты, отсутствует автоматизация движений, низкий уровень обучаемости, развития восприятия, внимания и памяти. У детей с речевыми нарушениями часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц крайне необходимы. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, полезно как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с различными отклонениями психофизического развития. Данное направление занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

Список литературы:

  • Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика»;

  • Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий»;

  • Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5 – 7 лет».