. Через общение со взрослыми ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая – общение со сверстниками.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»»
Консультация для педагогов
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека
Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М.И. Лисина)
Внимание и интерес к другому.
Эмоциональное отношение к другому.
Инициативные акты (стремление вызвать интерес к другому.
Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий – содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создавать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение со взрослыми ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая – общение со сверстниками.
Ребенок учится:
говорить и делать как надо;
слушать и понимать другого;
выражать себя;
управлять другими;
вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:
Эгоистическое:
безразличие к другим:
интересы сосредоточены на предметах;
грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное (характерное для детей 3-5 лет как естественное):
стремление к первенству во всем;
знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
другой – конкурент, которого нужно превзойти;
стремление привлечь внимание;
завистливость, обидчивость.
Гуманное:
другой как Человек;
чувствительность к желаниям и интересам других;
охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
Как научить общаться? Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.