Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Сухих Светлана Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
Консультация для педагогов «Структура занятия по хореографии, ориентированного на эстетическое воспитание»
Этап первый: прослушивание музыки Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца подтверждается историей векового развития мировой культуры. В занятиях танцевального кружка важное место отводится музыке, которая положительно влияет на детей, помогает развивать их способности, раскрыть содержание танца. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Для большего проникновения и развития эстетического вкуса у детей необходимо подбирать музыку доступную и понятную по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.
Перед началом постановки необходимо дать прослушать музыкальное произведение детям, на которых будет ставиться номер. Нужно рассказать, когда было написано произведение, какой смысл несет, к какой народности относится. Дети должны иметь полное представление о произведении, для того чтобы в полной мере передать все те переживания. Эмоции, чувства которые вложил композитор в данное музыкальное произведение.
С первых занятий необходимо стремится к тому, чтобы движения учащихся были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом ими танце. Все это плодотворно влияет на развитие эстетического вкуса воспитанников.
Волянская В.Н. в занятиях, ориентированных на развитие эстетического вкуса, использует разнообразную музыку, при этом придерживается определенной схемы. С древних времен известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние, регулирует движения. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, "Аве Мария”, Баха-Гуно, "Голубой Дунай”, Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, "Лето. Престо” из цикла "Времена года”, Вивальди, "Маленькая ночная серенада”, Моцарта. Конкретные произведения для занятий Волянская В.Н. подбирает, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:
Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку
Исходя из этой матрицы, можно получить следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
• медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;
• медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;
• быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;
• быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, определился комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей
Основные параметры музыки
Основное настроение
Литературные определения
Названия произведений
Медленная
Мажорная
Спокойствие
Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная
А. Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – "Аве Мария”; К. Сен-Санс – "Лебедь”; С. Рахманинов – концерт № 2, начало II ч.
Медленная
Минорная
Печаль
Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная
П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – "Смерть Озе”, "Жалоба Ингрид из сюиты "Пергюнт”; Ф. Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – "Мелодия”.
Быстрая
Минорная
Гнев
Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная
Ф. Шопен – Этюды № 12, 23, 24; Скерцо № 1; прелюдии № 16, 24; А. Скрябин – Этюд № 6, соч. 8; П. Чайковский – Увертюра "Буря”; Р. Шуман – "Порыв”; Л. Бетховен – финалы сонат: 14, 23.
Быстрая
Мажорная
Радость
Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная
Д. Шостакович – "Праздничная увертюра”; Ф. Лист – финалы венгерских рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт – "Маленькая ночная серенада”(I и IVч.); Л. Бетховен – финалы симфоний № 5. 6, 9.
Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние
Можно получить следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;
медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;
быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;
быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, определился комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей