СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Техники эффективного общения с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель общения педагога с родителями –объединение совместных усилийдля решения конкретной проблемы ребенка

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Техники эффективного общения с родителями»»

Консультация для педагогов

«Техники эффективного общения с родителями»


«Правило трех плюсов»

1. Улыбка

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!


2. Имя собеседника

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».


3. Комплимент.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.


Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.


2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1, 5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!


3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).


Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.


5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).


6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое! ». Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! »). Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети… », «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей! »


Основная цель общенияпедагога с родителями –объединение совместных усилийдля решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение).



Первая фаза общения

Необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя.

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.

Вторая фаза общения

Конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителями необходимо:

  • проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

  • подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

  • показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.


Как сообщить родителям негативную информациюо ребенке

Принцип «Сэндвича».

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным.

Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Использование речевых штампов нацеливающих родителей

на сотрудничествос педагогом.

  • «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования)

(Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

  • « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

(Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )

  • «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?»

(Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)

  • « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?»

(Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»

  • «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

  • «Давайте вместе подумаем, как ...»

  • «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

  • « Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Передача негативной информациио ребенке в Позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например:

«Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся».

Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).


Применение при общении стиля «Адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

  • Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

  • Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

  • Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.


Третья фаза общения

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

В конце беседы нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов, то существующая проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Родители должны услышать то, что сказал им педагог.


Спасибо за внимание


Литература:

«Коммуникативный тренинг» (педагоги, психологи, родители). Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. – СПб.: Речь, 2010