Консультация для педагогов «Застенчивые дети».
Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.
Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.
Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:
• ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
• избегает смотреть в глаза;
• сам не начинает разговор с другими детьми;
• пассивен при общении,
• говорит тихим голосом.
• мало друзей,
• застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
• может не ответить на вопросы воспитателя
• боится большого количества людей
• застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
• застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
• опущенная голова
• сутулые плечи
• взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
• затруднения при ответе на простые вопросы
• предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
• Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не обращайте на нее внимания.
• Довести информацию до ребенка, что на свете много застенчивых людей.
• Постараться разобрать в причинах застенчивости. Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно впечатляет детей, и они приходят к выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
• Не называйте ребенка застенчивым, т. к это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Вместе с ребенком выписать на одну сторону листка все его хорошие качества. В другую колонку те качества, которыми, по его мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.
• Общение ребенка должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против его желания.
• Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Можно использовать два способа: успокоиться и прийти в себя.
1-й способ. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.
2-й способ: медленный счет про себя – до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и успокоиться.
• Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ситуацию. Причем варианты должны быть различными.
• Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.
• Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.
Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.
Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Возникновение застенчивости часто связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.
Работа с застенчивыми детьми проводится по направлениям:
1. Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.
2. Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
3. Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.
развитие доверия к другим.
Игры, направленные на развитие у ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:
Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание», «Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т.д.
Для повышения самооценки, развития доверительного отношение у детей, можно поиграть в игры: «Тень», «Слепой и поводырь», «Щепки на реке».
Развитие способности принимать самостоятельно решения:
- Упражнение «Тренируем эмоции».
- Упражнение «Передай по кругу»
- Упражнение «Сосулька».
- Игра «Смелый разведчик».
- Этюд «Просто так».
- Игра «Настроение и походка».
- Игра «Соломинка на ветру».
- Этюд «Впереди всех».
- Игра «Водопад».
3