СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Застенчивые дети».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.

Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Застенчивые дети».»

Консультация для педагогов «Застенчивые дети».

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.

Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

• ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;

• избегает смотреть в глаза;

• сам не начинает разговор с другими детьми;

• пассивен при общении,

• говорит тихим голосом.

• мало друзей,

• застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.

• может не ответить на вопросы воспитателя

• боится большого количества людей

• застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;

• застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности

• опущенная голова

• сутулые плечи

• взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику

• затруднения при ответе на простые вопросы

• предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

• Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не обращайте на нее внимания.

• Довести информацию до ребенка, что на свете много застенчивых людей.

• Постараться разобрать в причинах застенчивости. Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно впечатляет детей, и они приходят к выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

• Не называйте ребенка застенчивым, т. к это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Вместе с ребенком выписать на одну сторону листка все его хорошие качества. В другую колонку те качества, которыми, по его мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.

• Общение ребенка должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против его желания.

• Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Можно использовать два способа: успокоиться и прийти в себя.

1-й способ. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.

2-й способ: медленный счет про себя – до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и успокоиться.

• Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ситуацию. Причем варианты должны быть различными.

• Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.

• Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.

Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Возникновение застенчивости часто связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.

Работа с застенчивыми детьми проводится по направлениям:

1. Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

2. Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

3. Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.

развитие доверия к другим.

Игры, направленные на развитие у ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:

Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание», «Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т.д.

Для повышения самооценки, развития доверительного отношение у детей, можно поиграть в игры: «Тень», «Слепой и поводырь», «Щепки на реке».

Развитие способности принимать самостоятельно решения:

- Упражнение «Тренируем эмоции».

- Упражнение «Передай по кругу»

- Упражнение «Сосулька».

- Игра «Смелый разведчик».

- Этюд «Просто так».

- Игра «Настроение и походка».

- Игра «Соломинка на ветру».

- Этюд «Впереди всех».

- Игра «Водопад».



3