СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для преподавателей ДШИ «Как организовать занятия по вокалу в дистанционном формате»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для преподавателей ДШИ «Как организовать занятия по вокалу в дистанционном формате»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для преподавателей ДШИ «Как организовать занятия по вокалу в дистанционном формате»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 Г.ДИМИТРОВГРАДА


Кочнева Анастасия Владимировна,

преподаватель


Консультация для преподавателей ДШИ «Как организовать занятия по вокалу в дистанционном формате»


В современной социально-культурной среде одной из острых проблем стал переход базового (школьного) образования в дистанционный формат. Данная проблема является предметом развернутых дискуссий в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе. Вместе с тем, в новой реальности не менее важным является организация дополнительного образования.  В условиях самоизоляции, связанной с пандемией, для детей стало необходимым продолжать дополнительные занятия в объединениях, секциях или кружках. Как показала практика, именно в этой области лежат основные содержательные интересы и ресурсы психологического благополучия подрастающего поколения.

Сегодня особенно актуален анализ системы дистанционного обучения в организациях дополнительного образования. Разумеется, подобный формат реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ существовал и до пандемии, но масштаб его использования по оценкам экспертов был незначительным.  В то же время во многих документах государственной образовательной политики содержались установки на его увеличение. В соответствии со статьей 16 Федерального Закона «Об образовании в РФ», в организациях дополнительного образования могут применяться электронное обучение и дистанционные технологии, что открыло педагогам широкие возможности для внедрения новых форм и  методов работы.

Как показывает практика, в настоящее время дистанционные образовательные технологии становятся равнозначными способами получения дополнительного образования. Во-первых, они позволяют сделать образовательный процесс доступным для всех категорий обучающихся, вне зависимости от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности. Во-вторых, с помощью дистанционных технологий можно организовать обучение в индивидуальном темпе и режиме, в зависимости от уровня, потребностей и возможностей каждого ученика. В-третьих, дистанционный формат создает комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого. В-четвертых, в некоторых случаях можно говорить о повышении объективности оценивания, так как при использовании различных форм тестирования или интерактивных практикумов оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия педагога, что исключает предвзятость.

Таким образом, в дистанционном обучении реализуются основные принципы личностно-ориентированного подхода, который предполагает разностороннее развитие личности, формирование критического мышления, умения работать с информацией. При использовании дистанционных технологий происходит интерактивное общение ученика с педагогом, получение быстрой обратной связи, что включается в понятие индивидуализации.

Вопрос применения дистанционных технологий в дополнительном образовании можно рассматривать в нескольких аспектах:

1. Социальный.  Современные дети активно используют возможности новейших телекоммуникационных систем (социальные сети, форумы, чаты), поэтому сам способ подачи информации при дистанционном обучении для них знаком и комфортен.

2. Технический. С точки зрения технического оснащения, процесс организации дистанционного обучения требует наличия современной компьютерной базы и стабильного доступа к интернету у педагогов и обучающихся, что, в силу объективных причин, может создать дополнительные трудности.

3. Методический. Использование дистанционного обучения имеет смысл только в том случае, если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства педагогов необходимого опыта и методических материалов.

Отсутствие системы методического сопровождения педагогов при использовании дистанционного обучения является, на наш взгляд наиболее острым вопросом, который требует решения, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных образовательных организаций.

Целью представленной методической разработки является систематизация форм и методов дистанционного обучения в вокальных объединениях учреждений дополнительного образования.

В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть процесс эволюции дистанционного образования в историко-педагогическом аспекте.

2. Раскрыть специфику использования дистанционных технологий в обучении вокалу.

3. Охарактеризовать технологию построения процесса дистанционного обучения в вокальных объединениях.

4. Определить перспективные возможности внедрения дистанционного формата в дополнительном образовании.


Становление системы дистанционного образования:

историко-педагогический аспект

        Первые опыты «преподавания на расстоянии» относятся к началу XVIII века: в 1728 году профессор из Бостона Калеб Филипс объявил набор студентов для изучения стенографии через переписку. В 1840 году идею дистанционного обучения возродил британский учёный-стенограф Айзек Питман, рассылавший по почте свои уроки всем желающим. Очень быстро данный формат оценили и институализировали. В 1856 году Ч. Тусен и Г. Лангенштайдт основали в Берлине Институт заочного образования, рассылая студентам учебные материалы и контрольные работы.

Следующим этапом стали специализированные курсы. В 1873 году Анна Элиот Тикнор создала систему обучения по почте для женщин. Прототипом послужила английская программа «Общество поддержки домашнего обучения». На рубеже XIX – XX веков дистанционные программы стали реализовывать и университеты: в США – это Университет штата Иллинойс (1874), Университет Чикаго (1892); в Канаде – Королевский университет (1899); в Австралии – Квинслендский университет (1911). Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и училища.

На протяжении первой половины XX столетия с появлением новых технологий процесс развития дистанционного образования постепенно ускоряется, оно становится вариативным и доступным для широкого круга обучающихся. В частности, с изобретением радио появляются новые формы удаленной учебной работы. Первым университетом, внедрившим радио в обучение, был Государственный университет Пенсильвании (1922). В 1925 году Государственный университет Айовы начал давать кредиты на обучение по пятилетней программе радиокурсов, а в 1934 году запустил первый в мире образовательный канал, который работает и в настоящее время. С появлением телевидения популярными стали телевизионные курсы: в 50-е годы прошлого века университеты США и Европы активно предлагали телекурсы студентам. В 1965 году университет Висконсина внедрил масштабную образовательную программу для врачей, используя формат телефонного преподавания. С 1968 года широко применяет дистанционные технологии университет Линкольна.

В 60-е годы дистанционное образование получает международное признание и начинает активно развиваться при поддержке ЮНЕСКО. В 1963 году премьер-министр Великобритании Г. Вильсон объявил о создании «эфирного университета», который предполагал объединить все учебные заведения, использующие дистанционное обучение. В 1969 году создается Открытый университет Великобритании, который и сегодня пользуется большой популярностью. В 1970 году создается калифорнийская рабочая группа, целью которой была разработка учебных телевизионных курсов. В 1976 году был открыт первый «виртуальный колледж».

Изобретение компьютера вывело дистанционное образование на качественно новый уровень. Еще в начале 60-х годов компания IBM разработала уникальную программу «Coursewriter», которая была апробирована в университете Альберты. С появлением Интернета возможности дистанционного образования значительно расширились. Технологии обучения в режиме реального времени активно используются компаниями и образовательными учреждениями. Первыми программы онлайн-курсов внедряют в США Институт стратегии и управления (1981), Юго-Восточный университет (1985), университет Феникса (1989).

В отечественной образовательной системе удаленные формы обучения широко применялись на заочных факультетах ведущих вузов. Студентам-заочникам после поступления начитывались установочные лекции и выдавались необходимые методические материалы. В межсессионный период студент самостоятельно изучал информацию по курсу, при необходимости мог получить консультацию у преподавателя посредством телефонной связи или переписки.

В конце 80-х – начале 90-х годов стали появляться альтернативные формы дистанционного образования. Например, в 1993 году в России был открыт филиал Европейской школы корреспондентского обучения (ЕШКО). Разработанные школой программы позволяли с помощью аудиокассет изучать английский язык с последующей выдачей сертификата. Официальной датой, давшей старт развитию дистанционных форм обучения, можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России «О проведении эксперимента в области дистанционного образования».

На протяжении 90-х годов дистанционные технологии используются в режиме синхронного и асинхронного обучения, создаются онлайн-школы, платформы, предлагающие своим слушателям различные учебные программы. С 2000-х годов количество учебных заведений, реализующих интернет-технологии значительно возросло. За 20 лет дистанционное образование совершило эволюцию от оцифровки отдельных лекций до образовательных высокотехнологичных систем.

В сфере дополнительного образования в настоящее время наиболее востребованы онлайн-ресурсы, связанные с подготовкой по школьной программе, прежде всего, для сдачи  экзаменов.  Число онлайн-программ для  развития некогнитивных навыков, занятий творчеством заметно уступает проектам, направленным на повышение предметных знаний. Исключением  является программирование, занимающее заметное место в ландшафте дистанционного образования (платформы Stepic, Codabra, PROGKIDSCodemika Кодиум, Kodland). Спектр тематических направлений, по которым предлагаются дистанционные программы, также включает шахматы («Русская шахматная школа»),   живопись и прикладное художественное творчество (Открытая школа «Художник Online», «ДШИ Онлайн», Школа творчества Kreativity), дизайн (Skillbox), финансовую грамотность (Умназия), волонтерство (Добро.университет), естественные науки (ГлобалЛаб), развитие навыков мышления и памяти (Onlinе школа HEDU).  Встречаются примеры в гуманитарных сферах знаний (Arzamas.academy), в области русского языка и литературы (Институт русского языка им А.С. Пушкина).

Наиболее часто содержание программ, размещенных в интернет-пространстве, представлено в форме видеоматериалов и видеолекций, сопровождающих их учебно-методических материалов, заданий к ним. Весьма распространенные форматы – мастер-класс или тренинг-семинар для отработки практических навыков, обмена опытом участников.  Встречается и такой формат как «марафоны» – несколько мастер-классов по одной или разным темам, которые проходят на протяжении 1-2 недель и носят ознакомительный характер. Преобладают программы, ориентированные на индивидуальное освоение учебного материала. Реже встречаются те, которые делают возможным групповую работу, – дискуссии, коллективные проекты, исследования, совместное музицирование.

Оригинальных платформ для организации дополнительного образования не очень много. Чаще всего онлайн-курсы предоставляются на сайте организаций. Широко распространены социальные сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook). Довольно активно используются видеохостинг YouTube,  площадки для вебинаров и видеоконференций (например, Skype, Zoom), прямые трансляции в Instagram.

Создание дистанционных программ в условиях пандемии, по сути, в экстренном порядке, – довольно серьезный профессиональный вызов. Ситуация требует масштабного предложения сервисов методической поддержки, повышения квалификации и сопровождения.

Формы и методы дистанционной работы

в объединении эстрадного вокала

Дистанционные технологии в обучении вокалу стали внедряться в образовательную практику сравнительно недавно – на протяжении  последних 10 – 15 лет. Это стало возможным, благодаря появлению и широкой популяризации социальных сетей, видеохостингов и каналов телекоммуникационной связи. В настоящее время Интернет-пространство изобилует многочисленными рекламными предложениями продюсерских центров, вокальных онлайн-школ, курсов постановки голоса в формате эфиров и записанных видео-уроков. Многие педагоги-вокалисты через глобальную сеть продвигают свои авторские методики обучения, ведут занятия в режиме онлайн на платформах Zoom и Skype.

Основным негативным фактором, который отражает тенденции современного вокального обучения онлайн, является его исключительно коммерческий характер. Занятия изначально рассчитываются на платежеспособный контингент слушателей и максимальное привлечение прибыли. Но, поскольку спрос рождает предложение, есть в этом процессе и положительные стороны. Во-первых, это возможность получить профессиональную консультацию, не выходя из дома. Во-вторых, максимальная вариативность – возможность выбрать удобный режим, график и план занятий. В-третьих, расширение способов коммуникации, взаимодействия с социумом.

В системе государственного дополнительного образования формат дистанционных вокальных занятий стал вынужденной необходимостью, нежели спланированным шагом со стороны педагогического сообщества. Педагогам-вокалистам в условиях самоизоляции важно было, прежде всего, сохранить контингент обучающихся и продолжить образовательный процесс. Это потребовало мобильной корректировки рабочих программ, внедрения новых форм и методов обучения, перестроения системы взаимодействия с детьми и родителями.

С переходом в дистанционный режим нашими основными задачами стали: сохранение основного формата индивидуальных занятий, предусмотренных программой; активизация познавательного интереса обучающихся; апробация новых нетрадиционных форм и методов учебной работы; организация самостоятельной работы, системы обратной связи с обучающимися, их родителями или законными представителями; достижение качественных результатов обучения.

Индивидуальные занятия в режиме онлайн проводились на платформах Zoom и Skype. Удобство данных сервисов связано с возможностью осуществления прямой видеозаписи занятия и его последующего просмотра, который позволит провести педагогический анализ, выявить положительные стороны, обозначить ошибки и пути их исправления. В соответствии с учебно-тематическим планом, дистанционные индивидуальные занятия велись 2 раза в неделю по одному академическому часу. Продолжительность занятия – 20 минут (для возрастной категории 8 – 12 лет) и 30 минут (для возрастной категории 13 – 17 лет).

Для технического обеспечения образовательного процесса необходимо следующее оборудование:

- стационарный компьютер или планшет с пакетом прикладных программ и устойчивым интернет-соединением;

- музыкальный инструмент для работы педагога (клавишный синтезатор или фортепиано);

- наушники с гарнитурой;

- дополнительный внешний аудионоситель для воспроизведения фонограмм у обучающегося (смартфон с оптимальной выходной мощностью динамика или  Bluetooth колонка);

- информационные носители (CD и DVD-диски, флеш-накопители).

Основными методами, в основе которых лежит способ организации учебных занятий по эстрадному вокалу в дистанционном формате, являются:

1. Наглядный – показ, демонстрация отдельных музыкальных фрагментов и всего произведения.

2. Словесный – объяснение, разбор, анализ музыкального произведения.

3. Практический – воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционная работа.

4. Игровой – разнообразные формы игрового моделирования, что способствует повышению у обучающихся интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, координацию движений, пространственные представления.

Каждое занятие строилось по определенному алгоритму: 1. Приветствие; 2. Дыхательные, речевые и  вокально-интонационные упражнения; 3. Работа над репертуаром; 4. Творческо-постановочная часть (работа над художественным образом); 5. Подведение итогов, рефлексия.

С целью закрепления знаний и практических навыков, полученных в процессе занятия, обучающимся предлагались задания для самостоятельной работы:

- мини-тесты по теоретическому материалу;

- просмотр фрагментов музыкальных фильмов о жизни и творчестве выдающихся исполнителей;

- подготовка эссе на заданную тему («Мой любимый исполнитель», «Мой секрет творческого успеха», «Если бы я был «звездой»);

- выполнение дыхательной гимнастики;

- пение вокальных упражнений под фонограмму «минус»;

- видеозапись и анализ собственного исполнения;

- артикуляционный тренинг;

- создание портфолио творческих достижений в электронном формате (презентация, видеоролик).

Для контроля и оценки качества выполнения заданий мы использовали различные формы обратной связи: отправка материалов и видео-отчетов на электронную почту педагога или в группу WhatsApp, опросы, индивидуальные консультации, отзывы в чатах, форумы в социальных сетях (Instagram, vkontakte, Facebook).

Одной из форм активного общения педагога и обучающихся, которая также применялась в период дистанционного обучения, стали групповые видеоконференции на платформе Zoom. Формат видеоконференции позволяет доступно объяснить теоретический материал, провести игру или викторину, показать презентацию или видеофрагмент, прослушать аудиозапись. Групповые онлайн-занятия представляли собой цикл бесед по теории и истории эстрадного вокального исполнительства. Мы познакомились с основными вокальными жанрами,  проследили эволюцию эстрадной вокальной музыки в истории зарубежной и отечественной культуры, раскрыли характерные черты эстрадных вокальных стилей (фолк, кантри, латина, регги, блюз, R&B, соул, фанк, хип-хоп, диско), изучили особенности мюзикла и рок-оперы. Практика показала, что видеоконференции-беседы вызвали интерес не только у детей, но и у родителей, направивших отзывы в адрес педагога.

Весь материал групповых занятий был смонтирован в видеоролики по темам и размещен на канале педагога в хостинге YouToube и в социальных сетях. Это позволило обучающимся получить доступ к контенту в режиме офф-лайн, в любое удобное время.

Для отработки практических навыков нами также использовались форматы мастер-класса («Техника вокального дыхания») и тренинга («Методы преодоления сценического волнения»).

В целях расширения музыкального кругозора обучающихся нами были составлены фонохрестоматии детского песенного репертуара по тематическим блокам. Это позволило обучающимся не только просматривать видео, но и одновременно исполнять песню в караоке-версии. Подобное объединение теории и практики позволяет значительно снизить временные затраты на изучение учебного материала, делает образовательный процесс увлекательным и интересным, что особенно актуально для дистанционных занятий.

Как правило, работа в вокальном объединении предполагает создание фонограмм «плюс» для выступлений на массовых мероприятиях.

В период самоизоляции наши воспитанники не имели возможности принимать участие в публичных концертах и конкурсах, но это не значит, что накопленный творческий багаж не был востребован. Большим стимулом для детей стали онлайн-конкурсы и фестивали, для участия в которых необходимо было отправить видеозапись выступления, сделанную в домашних условиях.

Важной составляющей дистанционных конкурсов стали «круглые столы» и мастер-классы членов жюри в формате видео-конференций, прямых трансляций и эфиров. Руководители вокальных объединений имели возможность получить  профессиональную консультацию от ведущих педагогов, экспертную оценку своей работе, обменяться мнениями, познакомиться с коллегами из других регионов и стран. Такие встречи, безусловно, способствуют расширению творческих связей, служат стимулом для самообразования, позволяют повысить в профессиональном сообществе позитивный имидж педагога и учреждения, которое он представляет.

Заключение

Наш практический и творческий опыт показал, что не следует воспринимать дистанционное обучение исключительно в негативном аспекте, поскольку это не только отказ от стандартных и привычных форм работы, но и новые возможности, новые способы взаимодействия. В условиях дистанционного образования формируются умения и навыки, которые, безусловно, пригодятся в дальнейшей жизни, работе, учебной деятельности. Для детей открывается возможность развить такие качества как самостоятельность, ответственность, добросовестность, креативность. Педагоги в совершенстве овладеют информационно-коммуникационными технологиями, а также создадут необходимый в наше время электронный банк дидактических, учебно-методических материалов и пособий. Вместе с тем, опыт дистанционного дополнительного образования еще мало изучен и не был предметом разноплановой экспертизы, рефлексии и регулярных дискуссий. В сложившейся ситуации эти процессы должны развернуться более широко и, в свою очередь, стимулировать изменения в методиках и практике.

Список литературы

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев. – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350 с.

2. Бабко, Г. И. Модульные технологии обучения. Теория и практика проектирования / Г. И. Бабко. – М.: РИВШ, 2016. – 904 с.

3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 194 с.

4. Вержбицкий, К. Г. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект / К. Г. Вержбицкий. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 78 с.

5. Волов В. Т., Четыркова Л. Б., Волова Н. Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы / В. Т. Волов. – Самара, 2000. – 343 с.

6. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал. – Ростов-на-Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

7. Демкин, В. П. Технологии дистанционного обучения / В. П. Демкин, Г. В. Можаева. – Томск, 2002. – 106 с.

8. Зайченко, Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие / Т. П. Зайченко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 167 с.

9. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И. М. Ибрагимов. –  М.: Академия, 2007. – 336 с.

10. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

11. Кисляков, П. А. Аудиовизуальные технологии обучения / П. А. Кисляков. – М.: Наука, 2019. – 143 с.

12. Крук, Б. И. Использование видео в дистанционном обучении: для преподавателей и учителей / Б. И. Крук, О. Б. Журавлева. – Изд. 2-е. – М.: Издательское решение, 2017. – 137 с.

13. Лобачев, С. Л. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / С. Л. Лобачев, А. Э. Попов. – Шахты, ЮРГУЭС, 2003. – 90 с.

14. Полат, Е. С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 368с.

15. Хуторский, А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А. В. Хуторский. – М.: ИОСО РАО, 2000. – 215 с.

16. Шахмаев Н. М. Технические средства дистанционного обучения / Н. М. Шахмаев. – М.: «Знание», 2000. – 276 с.

17. Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников – М.: Мирос, 2002. – 268 с.