МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 Г.ДИМИТРОВГРАДА
Кочнева Анастасия Владимировна,
преподаватель
Консультация для преподавателей ДШИ «Взаимосвязь музыкально-эстетического воспитания и вокально-технического развития младших школьников»
1. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике. Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат»[3]. Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» – чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого [2]. Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию [1]. Анализ литературы позволил выделить несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки. Они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.
Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяем ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.
Упражнение №2 – ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читаем очень выразительно коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами, равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.
Упражнение №3 – ИГРА ИНТОНАЦИИ: Выбираем слово или звук (междометие), на котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.
Упражнение №4 – ПОЕМ: Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.
Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА: Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая.
Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ: Координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой. Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка.
2. Влияние методики А.Н. Стрельниковой на развитие детского организма (в частности, певческих способностей)
При занятиях народным пением преподаватель и автор разработки использует данную методику дыхания, которая не только формирует опору звука и улучшает вокальные данные обучающихся, но и способствует оздоровлению.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой.
Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением.
У матери и дочери Стрельниковых занимались многие из прославленных певцов и актеров (к ее помощи в разное время обращались Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Максим Штраух, Лариса Голубкина и многие другие). Отзывы были такие впечатляющие, что Александра Николаевна решилась подать документы на получение патента на дыхательную гимнастику. Этот патент был ей выдан под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Преимущества данного метода:
- после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
- дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;
- активизируется иммунная система и защитно-приспособленческие механизмы организма;
- способствует преодолению стрессовых состояний;
- сокращается частота простудных заболеваний.
Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.
Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным.
Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.
«Если систематически выполнять предлагаемые упражнения (дважды в день – утром и вечером – по 1200 вдохов-движений за одно занятие), – сказал в интервью газете «Помоги себе сам» ученик Стрельниковой М. И. Щетинин, – результат не замедлит сказаться. Стрельниковская гимнастика лечит комплексно: благотворно влияет на общие обменные процессы, укрепляет нервную и иммунную системы, улучшает дренажную функцию бронхов. Кроме того, она восстанавливает нарушенное носовое дыхание (без всякой хирургии!), нормализует функционирование сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение, тормозит развитие деформаций грудной клетки и позвоночника.
Помимо этого, упражнения нашей дыхательной гимнастики активно включают в работу все системы и органы: руки, ноги, голову, таз и плечевой пояс, брюшной пресс и т. д., вызывая положительную реакцию всего организма. А так как все упражнения выполняются с коротким и резким вдохом через нос при пассивном выдохе, усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода».