ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г. в месяц, длина тела на 0,5 см. К 6 годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела- 21,5 кг, окружность грудной клетки равна 67 см.
Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличиваются подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями. К 6 годам движения детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.
К шести годам движения пальцев уже настолько развиты, что ребенок самостоятельно может ножницами вырезать из бумаги различные формы - прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, свободно рисовать карандашами и красками.
Пятилетний возраст характеризуется существенными изменениями в психическом развитии ребенка.
Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет отличается появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно-личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.
Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире. Взрослый для него источник новых знаний, эрудит, способный разрешить сомнения.
Если у четырех-пятилетних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главный побудитель общения - сам человек, независимо от его конкретных функций.
Пятилетний возраст характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику (в особенности это характерно для тех, кто посещает детский сад). По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально и ревниво наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями. Резко возрастает его сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивнсти), но зачастую оно носит неадекватный характер и проявляется в виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации преимущества. Резко возрастают количество и острота конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях, чаще проявляются агрессивность и застенчивость. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой, причем сравнения, направленного не на поиск общности, а на противопоставление себя и другого. Потребность в его признании, уважении становится главной в общении, как с взрослым, так и с ровесником. Кроме того, активно - путем погашения конфликтов и решения проблем в межличностных отношениях со сверстниками - формируется коммуникативная компетентность.
Сюжетно-ролевая игра в 5-6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
Все важнейшие новообразования этого периода - и произвольность поведения, и все психические процессы (от элементарных до самых сложных), и воображение, и умение общаться - зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Так, выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы. Иными словами, учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности - рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.
Важнейшее новообразование этого периода - произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами, но произвольность в этом возрасте еще в стадии своего становления. Впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Он уже понимает, что умеет делать, а что не умеет, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. Психологи отмечают: после пяти лет с ребенком можно «договориться», дать ему задание, увлечь новым делом.
Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых.
Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка. В общих чертах это можно определить как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают определять внешнее поведение.
Начинает формироваться устойчивая иерархия мотивов. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Изменения эти находят свое отражение и конкретизируются во всех сферах психического развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.
Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия это представления субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно-личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания. Пятилетний возраст - это и период бурного роста самосознания, когда собственное Я обосабливается от других, противопоставляется как близким взрослым, так и сверстникам. Это период повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость, агрессивность, демонстративность.
Мышление ребенка. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в познавательной сфере. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление уже не наглядно-действенное, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, и открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями.
У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления - наглядно-образное, т.е. операция не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления - способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.
Одна из важнейших предпосылок образного мышления - игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане - воображении - также одно из главных новообразований этого периода.
В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и явлениями.
Необходимо помнить, что в 5-6 летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.