для родителей воспитанников адаптационных групп
"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"
Специалисты в области детской психологии признают период раннего детства (от года до трех лет) уникальным периодом в жизни человека. Уникальность данного возрастного этапа заключается в высокой скорости развития центральной нервной системы: к полутора годам масса мозга утраивается, а к трем годам составляет уже две трети мозга взрослого.
Умственное развитие зависит не только от физиологических характеристик организма, оно тесно связано с особенностями семейного воспитания ребенка и ранней социализацией. Отсутствие целенаправленного воспитания и дефицит общения оборачиваются невосполнимыми потерями. В условиях лишения взаимодействия с окружающим миром, ребенок не только начинает отставать в умственном развитии, но и утрачивает желание узнавать новое. Именно этот фактор делает посещение ребенком детского сада важным этапом формирования его личности.
Так же к преимуществам пребывания ребенка в детском саду можно отнести:
- соблюдение ребенком режима дня - режима питания, отдыха и сна;
- формирование у ребенка самостоятельности, развитие навыков самообслуживания;
-развитие умственных и физических способностей ребенка, посредством его деятельности на занятиях, ориентированных на физическое развитие, развитие речи и интеллекта, музыкальных и художественных способностей;
- развитие навыков социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Психологические словари определяют адаптацию как «приспособление, привыкание организма к новым условиям. В дошкольном учреждении эти условия включают в себя новые социальные отношения, новый детский коллектив, отличный от домашнего режим дня и новые требования к ребенку. Средний срок адаптации к детскому саду составляет, примерно, от 2 недель до 1 месяца.
Особенности привыкания ребенка к детскому саду зависят от многих условий, в числе которых: личностные особенности ребенка, состояние здоровья, особенности семейных отношений, условия пребывания в группе детского сада. Следует отметить, что наибольшие трудности в адаптации испытывают дети чрезмерно опекаемые и дети не имеющие навыков самообслуживания.
По степени адаптации психологи выделяют четыре группы детей:
В первую группу входят те дети, для которых процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Как правило, такие дети с первых дней пребывания в детском саду интересуются игрушками, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Легкой считается адаптация пройденная ребенком за 5 дней (неделя);
Во вторую группу входят дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Поведению этих детей характерна нестабильность: периоды заинтересованностью игрой сменяются периодами безразличия и капризов. Детям не хватает доверия в отношении с воспитателями и другими детьми. Игровые навыки и навыки общения у таких детей развиты слабо. Средняя адаптация – до 15 дней ( 3 недели).
В третью группу входят дети, которые с трудом приспосабливаются к новой среде. Как правило, они не самостоятельны, неконтактные, непривычные к стабильности в режиме дня и быстро устают. Усложненная адаптация – до 25 дней ( 5 недель);
Четвертая группа детей включает в себя детей, которые не адаптировались к учреждению более чем за 5 недель.
Специалисты Института педиатрии определили невротические реакции детей на ситуацию адаптации:
- Рвота;
- Пристрастие к личным вещам;
- Наличие страхов;
- Неуправляемое поведение;
- Стремление спрятаться от взрослых;
- Истерические реакции;
- Тремор подбородка, пальчиков.
Детские психологи выделяют несколько причин «тяжелой адаптации» детей к ДОУ, к ним относятся:
- несформированность у ребенка положительной установки, на посещение детского сада;
- несформированность навыков самообслуживания;
- несформированность предметно - практической деятельности у ребенка;
- несформированность продуктивных форм общения со сверстниками;
- значительная несоответствие домашнего режима режиму ДОУ;
- задержка формирования эмоциональных связей между ребенком и воспитателем.
Для того, чтобы облегчить адаптационные процесс, предлагаем Вам несколько рекомендаций:
- Расскажите ребенку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети;
- Расскажите о режиме дня в детском саду, поговорите о том, кто такой воспитатель и о его роли в детском саду;
- Приведите домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
- Ознакомьтесь с меню детского сада, постепенно вводите в домашний рацион питания ребенка блюда, которые будут ему предложены в детском саду;
- Обучайте ребенка навыкам самообслуживания: проситься на горшок, одеваться и раздеваться, умываться, вытирать руки, самостоятельно кушать, пользуясь ложкой;
- Посещайте игровые площадки, для того, чтобы ребенок привыкал к общению со сверстниками;
Чтобы сформировать у ребенка положительную установку и желание идти в детский сад:
- В любой ситуации, выражайте ребенку эмоциональную поддержку: чаще, чем прежде, говорите ему как вы его любите, обнимайте ребенка;
- Помните: чем спокойнее родители будут относиться к посещению ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации; Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения и беспокойства.
Значимым является тот факт, что в период адаптации ребенок может быть раздражительным и капризным. В этой ситуации родителям необходимо проявить максимум внимания, терпения и чуткости. Избегайте недосыпания ребенка, недоедания дома и в детском саду. Постарайтесь оградить ребенка, в этот период, от нагрузки на нервную систему и дополнительных стрессов.
Если вы последуете советам, которые мы предложили, вашему ребенку будет легче привыкнуть к детскому саду.