Консультация для родителей будущих первоклассников
Учитель-логопед Альбина Раяновна Гизатуллина
«Речевая готовность к школьному обучению»
Нет сомнения, что родители желают, чтобы их ребенок учился хорошо, легко, с увлечением и радостью осваивал школьную программу. Всё это возможно, при условии: ребенок готов к школе и не имеет проблем в развиии.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Поэтому я провожу консультации-практикумы с родителями будущих первоклассников еще до момента поступления ребенка в школу, чтобы минимизировать их тревоги и продуктивно подготовить детей к обучению.
Цель – повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевой готовности.
Задача консультации: уточнить представления родителей о процессе подготовки к обучению в школе, выдать рекомендации (памятки) по речевой готовности будущих первоклассников.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух:
в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слоговая структура слова:
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас:
К 7 годам у ребёнка достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)
В своей речи активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов.
Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок умеет пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь:
К 7 годам ребёнок умеет:
пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
составлять рассказ по картинке
составлять рассказ по серии картин
отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
на понимание ребёнком текста (правильно формулировать основную мысль),
на структурирование текста (уметь последовательно и точно строить пересказ),
на лексику (полнота и точность использования слов),
на грамматику (правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация:
Ребёнок достаточно активен в общении,
умеет слушать и понимает речь,
строит общение с учетом ситуации,
легко входит в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражает свои мысли,
Мелкая моторика рук:
Развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, большими скрепками, игры с песком, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.
1. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе…»
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.Занимайтесь на прогулке , в магазине, по дороге домой, во время уборки и приготовления ужина! Обязательно читайте!
4. Не ругайтесь, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
5. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации. Постарайтесь разобрать объективно: не считайте всегда правым своего ребёнка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.
7. Отвечайте на каждый вопрос.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
9. Чаще хвалите вашего ребенка. Хвалите словом, улыбкой, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки, сладостей или денежных вознаграждений.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, предложите альтернативный вариант.
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
По итогам проведенного мероприятия я раздаю памятки “ Речевые игры и упражнения”, предлагаю родителям мини-опросник:
Была ли консультация полезной для Вас?
Что для Вас было наиболее важным?
Я сегодня на консультации…
Вопросы и пожелания….