Консультация для родителей
«Читаем детям, читаем вместе с детьми».
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать»
(Д. И. Писарев)
Какие книги мы выбираем для чтения нашим детям?
Если мы зайдём в книжный магазин, то нашему вниманию будет предоставлен огромный выбор детской художественной литературы, изданной на хорошей бумаге и прекрасно иллюстрированной. И это понятно, т. к. каждое издательство будет бороться за своего покупателя. Однако, при покупке книги нужно быть очень внимательным и даже осторожным, потому что не всё, что в красивой и яркой обложке, будет полезно для чтения нашим детям. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и способствуют нравственному воспитанию ребёнка: учат добру, справедливости, честности, храбрости, трудолюбию.
Как найти время для чтения нашим детям?
Читаем в любое время дня
Используем каждую свободную минуту
Располагаем книги правильно
Плотно стоящие книги в закрытых книжных шкафах могут не вызывать желания у ребёнка их прочесть. Для детей книги лучше держать в разных местах квартиры — на столах, диванных столиках, даже на кухне.
Возьмём книгу с собой
Берите книги с собой на прогулку. Почитать вместе с ребёнком в хорошую погоду на улице – замечательное занятие, которое понравится как родителю, так и ребёнку.
Правила, которые сделают чтение привлекательным:
Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Уважаемые родители! С детства прививайте ребёнку любовь к чтению.
Пусть она проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребёнок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей.
И ни один компьютер не даст ребёнку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.
Читайте с детьми как можно больше, а главное — говорите, о чём прочитали!
Примерный перечень литературных произведений для детей от 4 до 5 лет по ФОП.
Малые формы фольклора.
«Барашеньки…»;
«Гуси, вы гуси…»;
«Дождик дождик, веселей»;
«Дон! Дон! Дон!...»;
«Жил у бабушки козел»;
«Зайчишка трусишка…»;
«Идет лисичка по мосту…»;
«Иди весна, иди, красна…»;
«Кот на печку пошел…»;
«Наш козел…»;
«Ножки, ножки, где вы были?..»;
«Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять»;
«Сегодня день целый…»;
«Сидит, сидит зайка…»;
«Солнышко-ведрышко…»;
«Стучит, бренчит»;
«Тень-тень, потетень».
Русские народные сказки.
«Гуси-лебеди» (обработка М.А. Булатова);
«Жихарка» (обработка И. Карнауховой);
«Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого);
«Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
«Коза-дереза» (обработка М.А. Булатова);
«Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы);
«Лиса-лапотница» (обработка В. Даля);
«Лисичка-сестричка и волк (обработка М.А. Булатова);
«Смоляной бычок» (обработка М.А. Булатова);
«Снегурочка» (обработка М.А. Булатова).
Фольклор народов мира.
Песенки.
«Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;
«Песня моряка» норвежск. нар. песенка (обработка Ю. Вронского);
«Барабек», англ. (обработка К. Чуковского);
«Шалтай-Болтай», англ. (обработка С. Маршака).
Сказки.
«Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм, пер. с. нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Два жадных медвежонка», венгер. сказка (обработка А. Красновой и В. Важдаева);
«Колосок», укр. нар. сказка (обработка С. Могилевской);
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова.
Произведения поэтов и писателей России.
Поэзия.
Аким Я.Л. «Первый снег»;
Александрова З.Н. «Таня пропала»;
«Теплый дождик» (по выбору);
Бальмонт К.Д. «Росинка»;
Барто А.Л. «Уехали»;
Барто А.Л. «Я знаю, что надо придумать» (по выбору);
Берестов В.Д. «Искалочка»;
Благинина Е.А. «Дождик, дождик…»,
Благинина Е.А. «Посидим в тишине» (по выбору);
Брюсов В.Я. «Колыбельная»;
Бунин И.А. «Листопад» (отрывок);
Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки»;
Гернет Н. и Хармс Д. «Очень-очень вкусный пирог»;
Есенин С.А. «Поет зима – аукает…»;
Заходер Б.В. «Волчок»;
Заходер Б.В. «Кискино горе» (по выбору);
Кушак Ю.Н. «Сорок сорок»;
Лукашина М. «Розовые очки»;
Маршак С.Я. «Багаж»;
Маршак С.Я. «Про все на свете»;
Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный»;
Маршак С.Я. «Мяч»;
Маршак С.Я. «Усатый-полосатый»;
Маршак С.Я. «Пограничники» (1-2 по выбору);
Матвеева Н. «Она умеет превращаться»;
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
Михалков С.В. «А что у Вас?»;
Михалков С.В. «Рисунок»;
Михалков С.В. «Дядя Степа – милиционер» (1-2 по выбору);
Мориц Ю.П. «Песенка про сказку»;
Мориц Ю.П. «Дом гнома, гном – дома!»;
Мориц Ю.П. «Огромный собачий секрет» (1-2 по выбору);
Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера»;
Орлова А. «Невероятно длинная история про таксу»;
Пушкин А.С. «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне…»);
Пушкин А.С. «У лукоморья…» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»);
Пушкин А.С. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин) (по выбору);
Сапгир Г.В. «Садовник»;
Серова Е. «Похвалили»;
Сеф Р.С. «На свете все на все похоже…»;
Сеф Р.С. «Чудо» (по выбору);
Токмакова И.П. «Ивы»;
Токмакова И.П. «Сосны»;
Токмакова И.П. «Плим»;
Токмакова И.П. «Где спит рыбка?» (по выбору);
Толстой А.К. «Колокольчики мои»;
Усачев А. «Выбрал папа ёлочку»;
Успенский Э.Н. «Разгром»;
Фет А.А. «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Хармс Д.И. «Очень страшная история»,
Хармс Д.И. «Игра» (по выбору);
Черный С. «Приставалка»;
Чуковский К.И. «Путаница»;
Чуковский К.И. «Закаляка»;
Чуковский К.И. «Радость»;
Чуковский К.И. «Тараканище» (по выбору).
Проза.
Абрамцева Н.К. «Дождик»;
Абрамцева Н.К. «Как у зайчонка зуб болел» (по выбору);
Берестов В.Д. «Как найти дорожку»;
Бианки В.В. «Подкидыш»;
Бианки В.В. «Лис и мышонок»;
Бианки В.В. «Первая охота»;
Бианки В.В. «Лесной колобок – колючий бок» (1-2 рассказа по выбору);
Вересаев В.В. «Братишка»;
Воронин С.А. «Воинственный Жако»;
Воронкова Л.Ф. «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Солнечный денек»);
Дмитриев Ю. «Синий шалашик»;
Драгунский В.Ю. «Он живой и светится…»;
Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным» (по выбору);
Зощенко М.М. «Показательный ребенок»;
Зощенко М.М. «Глупая история» (по выбору);
Коваль Ю.И. «Дед, баба и Алеша»;
Козлов С.Г. «Необыкновенная весна»;
Козлов С.Г. «Такое дерево» (по выбору);
Носов Н.Н. «Заплатка»;
Носов Н.Н. «Затейники»;
Пришвин М.М. «Ребята и утята»;
Пришвин М.М. «Журка» (по выбору);
Сахарнов С.В. «Кто прячется лучше всех?»;
Сладков Н.И. «Неслух»;
Сутеев В.Г. «Мышонок и карандаш»;
Тайц Я.М. «По пояс»;
Тайц Я.М. «Все здесь» (по выбору);
Толстой Л.Н. «Собака шла по дощечке…»;
Толстой Л.Н. «Хотела галка пить…»;
Толстой Л.Н. «Правда всего дороже»;
Толстой Л.Н. «Какая бывает роса на траве»;
Толстой Л.Н. «Отец приказал сыновьям…» (1-2 по выбору);
Ушинский К.Д. «Ласточка»;
Цыферов Г.М. «В медвежачий час»;
Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» (1-2 рассказа по выбору).
Литературные сказки
Горький М. «Воробьишко»;
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»;
Москвина М.Л. «Что случилось с крокодилом»;
Сеф Р.С. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
Чуковский К.И. «Телефон»;
Чуковский К.И. «Тараканище»;
Чуковский К.И. «Федорино горе»;
Чуковский К.И. «Айболит и воробей» (1-2 рассказа по выбору).
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Бжехва Я. «Клей», «Клей», пер. с польск. Б. Заходер;
Грубин Ф. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
Квитко Л.М. «Бабушкины руки» (пер. с евр. Т. Спендиаровой);
Райнис Я. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;
Тувим Ю. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;
«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;
«Овощи», пер с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки
Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» (1-2 главы из книги по выбору), пер. с венг. Г. Лейбутина;
Дональдсон Д. «Груффало», «Хочу к маме» (пер. М. Бородицкой) (по выбору).