муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Консультация для родителей
CUBORO - конструирование
как средство развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
Разработан воспитателем
Щелкуновой М.Ю.
Рязань,2023
Современный мир невозможно представить без различного рода машин и механизмов: связь, транспорт, работа, учёба и даже развлечения – все сферы наполнены устройствами, облегчающими и совершенствующими нашу жизнь.
Мобильный телефон, автомобиль, компьютер, лифт - все это возникло по воле людей, именуемых инженерами.
В настоящее время профессия инженер ассоциируется исключительно с развитием технического прогресса. Это понятие возникло ещё в далекой древности: так именовали управляющих военными приспособлениями. В России толчок к развитию отрасли в начале XVIII века дал Пётр I, учредивший школу математических и навигационных наук, в которой обучали военных инженеров.
Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит, эти специалисты работают везде, где нужно что-то придумать, сконструировать, усовершенствовать.
В зависимости от сферы работы инженера можно выделить следующие специализации:
физик – нацелен на прикладное использование знаний о физических процессах, разработку новых технологий
конструктор – проектирует какой-либо механизм или прибор
технолог – выявляет минусы и оптимизирует процесс производства различных изделий
программист – автоматизирует разнообразные процессы путем написания алгоритмов и компьютерных программ
экономист – занимается анализом и планированием экономических показателей
военный инженер – конструирует и обслуживает военную технику и автоматизированные системы управления
Как правило, инженерами обычно становятся люди с техническим складом ума: те, кто с самого детства постоянно что-то мастерят, разбирают и собирают. Такое увлечение будет плюсом для ребенка – поможет облегчить выбор будущей профессии.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С CUBORO
Кубики «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых, можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (базовые наборы) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках есть отверстия – прямые, либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно сделать конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких схем-конструкций способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования.
Конструирование из кубиков cuboro используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования.
Основные задачи данного образовательного процесса - совершенствование практических навыков конструирования, развития пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности и умение работать в команде.
Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга. Основы логического мышления и необходимость организации сбора отдельных моделей в одну является основополагающими навыками системы cuboro.
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ РАБОТЫ С CUBORO
На данном этапе строим фигуры по инструкции создания простых фигур, что подготовит к дальнейшему изучению задач более сложного уровня.
На этом этапе результаты будут во многом зависеть от рациональности полученных
навыков. Они формируются благодаря анализу и регулярному тестированию разных подходов во время решения непростых заданий по разработке конструкций.
Создание конструкций по задачам, которые связаны с указанными геометрическими данными
Формирование фигур по установленному контуру
Задачи на многоразовое применение одних и тех самых блоков, а также задания на достройку предложенных фигур предусматривают различные варианты решений. Благодаря успешному выполнению всевозможных заданий постепенно развивается творческое логическое мышление.
Эксперименты с изменением направления и временем движения шариков, а также группировкой блоков
На этом этапе дети получают общее понимание по вариантам наборов разными фигурами, учатся решать простые математические задания
Задачи на этом этапе направлены на то, чтобы появилось желание проводить
собственные эксперименты, основанные на принципах ускорения. Подобные задания
формулируют и учат удерживать цель, планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
В процессе сборки модели дети используют приём проговаривания для регуляции своего действия: «беру…, ставлю…, тем самым осуществляют контроль и самоконтроль, ведь каждый раз дети вынуждены сопоставлять свои действия с технологическими картами, а также с помощью шариков постоянно проверять и испытывать модель, ищут ошибки, исправляют, добиваясь поставленной цели.
Работа с конструктором cuboro способствует формированию универсальных учебных действий, что является основным направлением нового ФГОС образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое. Сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубиков, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия, работа по схемам, в парах, командах.