СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Детям читаем, рассказываем, играем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Детям читаем, рассказываем, играем"»





Консультация для родителей:

«Детям читаем, рассказываем, играем»

Развитие речи, внимания, восприятия, памяти, мышления, основной запас сведений и знаний, понимание того, что происходит вокруг ребенка, а также формирование самооценки и понимание себя приходят к ребенку в процессе совместного чтения, в те моменты, когда взрослые читают ребенку и с ним обсуждают прочитанное, анализируют ситуацию, размышляют над поступками героев, отвечают на вопросы.

Семейное чтение вслух, когда после ужина садятся в кружок дети и родители, кажется, безвозвратно ушло в прошлое. И причины вполне обоснованные: родители заняты, появились новые формы «подачи информации»: можно включить диск с любой сказкой, почти любой книжкой, причем в очень хорошем исполнении. Эти технические новинки, конечно, нужно использовать, но в этом случае процесс слушания, восприятия никак не направляется взрослым, и через пять минут ребенок отвлекается, потом опять «включается», особенно если вдруг всплывает непонятное слово или возникает какай-то вопрос, который остается без ответа.

Предварительно прочитанный рассказ, сказка, стихотворение помогают ребенку составить рассказ по картинке, описать иллюстрацию, видеть и понимать логику происходящего, выделять главную мысль. Даже если ребенок уже умеет читать в 5-7 лет, то это, как правило, достаточно простые и по содержанию, и по форме литературного произведения, которые ребенку уже читали в более раннем возрасте. Они фактически служат основой для формирования технического навыка чтения и не соответствуют потребности ребенка в новой, более сложной информации, не обогащают речь. Кроме того, процесс чтения ребенку – это взаимодействие, в котором взрослый и ребенок с интересом, увлечением и без принуждения решает задачу развития, причем не только речевого, но и таких познавательных функций, как восприятия, внимания, памяти, мышления. Для примера возьмем две разные по сложности сказки: более простую «Гуси-лебеди» и более сложную «Конек-горбунок». Сначала рассмотрим, как можно использовать для этих целей, например, небольшую русскую сказку «Гуси-лебеди». Читаем сказку с показом картинок к ней. Сказку нужно читать не торопясь, интонационно подчеркивая содержание, выделяя голосом речь девочки, Бабы-Яги, печки, яблоньки и т п. Рассматривание картинок позволяет поддерживать внимание, но если ребенок отвлекается, то можно разделить чтение сказки на части (например, первая часть – до появления сестрицы у Бабы-Яги, а вторая часть – окончание сказки). Интерес ребенка, желание узнать, что будет дальше, подкрепляют, поддерживают внимание. Рассматривание картинок (иллюстраций к сказке, их подробное описание, рисование, составление иллюстраций способствуют ф ормированию зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-моторных координаций.

Основная задача совместного чтения это развитие разных сторон речи ребенка, прежде всего, это расширение запаса слов, уточнение смысла слов и выражений (сказки в этом случае незаменимы, ребенку могут быть не совсем понятны и слова, с которыми он уже встречался, которые широко употребляются в ином контексте, поэтому по ходу чтения необходимо спрашивать, все ли понятно. Уточняя понимание, стоит задавать простые вопросы.

Формирование правильного произношения – еще одна задача речевого развития, которую можно эффективно решать в процессе совместного чтения. Если ребенок нечетко произносит какие-то звуки, можно попросить его повторять слова, содержащие эти звуки, можно называть слова, в которых есть определенные звуки. Если ребенок хорошо произносит все звуки, можно проговаривать по ходу чтения новые, незнакомые слова.

Расширение запаса глаголов позволяет ребенку свободнее излагать свои мысли, описывать разные действия. Игра «Кто что делает (делал, сделал) » помогает зафиксировать внимание на новых глаголах, закрепить их использование:

Десять советов родителям :

1. Сделайте чтение потребностью ребенка. Читайте детям ежедневно.

2. Читайте не торопясь, четко и правильно проговаривая все слова.

3. Выделяйте интонацией отдельные части.

4. Приучайте ребенка спрашивать о значении новых слов. Объясняйте все непонятные ребенку слова. Если ребенок не просит объяснить новое слово (а Вы считаете, что он его не знает, спросите ребенка о его значении.

5. Повторите то, что ребенок просит повторить.

6. После чтения задайте несколько вопросов к каждому эпизоду сказки (соответствующих прочитанному отрывку). Научите ребенка отвечать на вопросы развернуто (ответьте сами на поставленный вопрос) .

7. Повторите основные события прочитанного (перескажите сказку, рассказ и т. д.) .

8. Попросите ребенка пересказать услышанное произведение.

9. Попросите ребенка нарисовать самое интересное событие или героя сказки (альбом с рисунками к прочитанным сказкам будет своеобразным литературным дневником, который поможет впоследствии вспомнить само произведение) .

10. Продолжайте читать ребенку и тогда, когда он научился читать самостоятельно.

Подготовила воспитатель

А йнахова Анастасия Александровна