СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Дидактические игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация дает представление родителям о классификации математических игр , о том, как интересно и познавательно можно поиграть с ребёнком, закрепляя программный материал данного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Дидактические игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"»

Консультация для родителей

«Использование дидактических игр по

формированию математических

представлений у детей старшего дошкольного возраста»


Условно математические игры делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление


К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и

обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с

образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и

неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов,

расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это

делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о

том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на -

нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?",

"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови

соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и

сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как

"Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь

цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие

используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей

внимания, памяти, мышления. Игра "Считай не ошибись!", помогает

усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в

прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом.

Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом

или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто

поймал мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно,

чтобы дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое

разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в

свободное время, помогает детям усвоить программный материал.


Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)

служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день

недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали

название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и

табличками. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая

кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети

смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели

неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели

угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый, день после

окончания недели, вторник - второй день, среда – третий день, четверг -

четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с

целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети

с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к

доске пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета,

обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой

последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый

ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели -

понедельник и т.д. В дальнейшем, можно использовать следующие игры

"Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год",

"Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название

дней недели и название месяцев, их последовательность.


В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и

закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи

дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять

словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Например, справа стоит заяц, слева - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и

игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.).

Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того

чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются

предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например,

игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится

детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон

любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их

можно найти". Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо

встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети

выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в

письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По

схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию

пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи

про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по

комнате" и многие другие игры. Играя, дети учатся употреблять слова для

обозначения положения предметов.


4 группа. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур

детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга,

треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какая фигура у дна

тарелки?" (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра типа

"Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых

они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,

предлагается детям подложить табличку и назвать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на

занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических

фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом

игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и

навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по

готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети

самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке

работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в

преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя

отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети

анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении

конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр

способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.


5 группа. Рассмотрим дидактические игры для развития логического

мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться

элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать,

делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и

упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,

так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию

нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди

нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они

направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это

задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур,

знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с

элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей.

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических

фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный

элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку,

чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие

круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять

такие упражнения, задания для них усложняются. Любая математическая

задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в

себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому

материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче,

логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая

элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок - с

палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация,

преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную

мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные

упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник,

треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о

формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами пристроения,

присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не

всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок»

приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив

способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем

деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат

на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны

представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру

преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо

усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок

включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь

конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в

том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям

закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы

радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!