Консультация для родителей
«Использование дидактических игр по
формированию математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Условно математические игры делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и
обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с
образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и
неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов,
расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это
делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о
том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на -
нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови
соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и
сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как
"Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь
цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие
используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей
внимания, памяти, мышления. Игра "Считай не ошибись!", помогает
усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в
прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом.
Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом
или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто
поймал мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно,
чтобы дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое
разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в
свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)
служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день
недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали
название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и
табличками. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая
кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети
смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели
неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели
угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый, день после
окончания недели, вторник - второй день, среда – третий день, четверг -
четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с
целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети
с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к
доске пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета,
обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой
последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый
ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели -
понедельник и т.д. В дальнейшем, можно использовать следующие игры
"Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год",
"Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название
дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и
закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи
дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять
словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Например, справа стоит заяц, слева - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и
игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.).
Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того
чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются
предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например,
игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится
детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон
любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их
можно найти". Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо
встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети
выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в
письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По
схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию
пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи
про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по
комнате" и многие другие игры. Играя, дети учатся употреблять слова для
обозначения положения предметов.
4 группа. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур
детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга,
треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какая фигура у дна
тарелки?" (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра типа
"Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых
они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем,
предлагается детям подложить табличку и назвать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на
занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических
фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом
игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и
навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по
готовому расчлененному образцу)
· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
· Работа по собственному замыслу.
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети
самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке
работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в
преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя
отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети
анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении
конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр
способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
5 группа. Рассмотрим дидактические игры для развития логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать,
делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и
упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,
так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию
нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди
нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они
направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это
задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур,
знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с
элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей.
В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических
фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный
элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку,
чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие
круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять
такие упражнения, задания для них усложняются. Любая математическая
задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в
себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому
материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче,
логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая
элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок - с
палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную
мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные
упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник,
треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о
формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами пристроения,
присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не
всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок»
приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив
способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем
деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат
на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны
представить возможные пространственные, количественные изменения.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру
преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо
усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок
включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь
конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в
том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям
закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы
радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!