Дисграфия. Дислексия.
В чем причина? Как преодолеть?
Дисграфия — расстройство процесса письма. Ошибки, которые дети делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.
Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии: не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.
Дизорфография - проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: «правила знает, но применить не может».
ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.
Каковы же причины этих нарушений и увеличения их числа?
Прежде всего, это неблагоприятное протекание беременности и родов( токсикозы, заболевания матери во время беременности, перепады давления, отёки, тяжелые роды, кесарево сечение, недоношенность, гипоксия плода) .
Следующий важный период — развитие ребенка до года( важное значение для развития мозга имеет тот факт ползал ли ребенок, имел ли соматические заболевания-телесные).
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи.
Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (различение на слух близких по звучанию звуков), лексико-грамматической стороны речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию.
Большое значение имеет психологическое состояние ребенка, взаимоотношения между всеми членами семьи и с самим ребенком, его взаимоотношения со сверстниками и учителями имеют очень большое значение.
Как обнаружить дисграфические ошибки, отличить их от других и кто должен этим заниматься?
Если есть основания для тревоги первыми забить тревогу должны родители. Если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии, не стесняйтесь проконсультироваться у учителя-логопеда. Помните, что если у ребенка действительно дисграфия, а вы будете предлагать ребенку больше читать и писать диктанты, то этим вы не только не решите проблемы, но и усугубите её.
Если не принять никаких мер, то появится все больше орфографических ошибок, хотя ребенок прекрасно может знать все правила. Так проявляет себя дизорфография.
Как они выглядят, эти злополучные дисграфические ошибки?
Все ошибки, которые можно отнести, к дисграфии и дислексии, специфичны и носят стойкий характер. Правильное заключение может сделать только учитель- логопед.
Перечислим ошибки:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у. а-о,Г-Р….
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина.); предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым 6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба),
7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Ошибки обнаружены. Что делать дальше?
Обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом, детским психиатром, возможно невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.
Вот несколько советов:
Чего делать нельзя!
Нарушение письма и чтения нельзя исправлять количественными приемами: большими диктантами, чтением объемных текстов.
На первых этапах необходима в основном устная работа. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.
По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова. Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться.
Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
— ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система;
— родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
— необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;
— помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!
Спасибо за внимание!