Консультация - «Двигайтесь на здоровье" Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к дошкольным учреждениям, педагоги должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка по всем направлениям, в том числе и по физическому воспитанию, причем уже в самом раннем возрасте. Основная задача физического воспитания видится в развитии у детей двигательной активности. «Движение - здоровье! Движение - радость! Движение - развитие!». Работа по развитию двигательной активности должна охватывать: 1) семью (это понятие включает не только всех ее членов, но и условия проживания); 2) детский сад, где ребенок проводит большую часть своего времени; 3) социальную и предметную среду. Итак, прежде всего семья. Известно: одним из условий психологического комфорта ребенка является единство требований к нему, предъявляемых в детском саду и в семье. Развитие двигательной активности подразумевает создание таких условий, которые помогут ребенку пережить «мышечную радость»; при этом такие условия должны быть созданы и в детском саду, и в семье. В семье - путем соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и занятия спортом (лыжи, санки, коньки,плавание). А в детском саду - создание всех необходимых условий для полноценной двигательной активности в повседневной жизни, на физкультурных занятиях, во время праздников и подвижных игр. Главная роль в физическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит семье. Почему? Родители имеют возможность развивать ребенка, исходя из его индивидуальных личностных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой. Так, начинаяс первого месяца пребывания ребенка в яслях необходимо создавать такие условия, которые позволяли бы ребенку двигаться в течение всего дня; при этом следует учитывать, что потребность двигаться наиболее полно реализуется именно в самостоятельной деятельности. Индивидуальное развитие ребенка происходит прежде всего в самостоятельных действиях с игрушками и физкультурным оборудованием, а также в общении со сверстниками. Но разнообразные формы творческой активности можно организовать и на физкультурных сюжетно-игровых занятиях,которые строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах сказок и литературных произведений, известных детям, а также на играх-драматизациях. Основным способом обучения детей является импровизация. Она способствует формированию представлений о двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию, дает возможность для личностного самовыражения. Итак, посредством движений и поз дети отгадывают загадки, показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их. В структуре игрового физкультурного занятия можно выделить три части: вводную, основную,заключительную. В вводной части педагог формирует эмоционально положительное отношение детей к двигательной деятельности; в основной части обучает способам передачи двигательной выразительности, п обуждает к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций; заключительная часть позволяет снять эмоциональное напряжение. Мы составили перспективный план сюжетных физкультурных занятий на год с детьми раннего возраста, например:«Вышла курочка гулять», «Веселые воробышки летят куда хотят», «Ай да заиньки!»,«Игрушки» (по произведению А. Барто), «Цыпленок» (по сказке К. Чуковского),«Колобок» (по русской народной сказке). На занятиях дети играют своображаемыми предметами, воспроизводят бытовые ситуации, движения различныхживотных, выполняют упражнения с использованием физкультурного оборудования. Важнейшим условием мысчитаем создание социальной и предметной среды,способствующей увеличению двигательной активности детей. Такая среда влияет на эмоциональныйи психологический микроклимат в группе, помогает организовыватьразличные виды индивидуальной и коллективной двигательной деятельности. При создании развивающей среды в нашей группе мы обращали внимание на «цветовой режим»: общий фон помещения, в котором находятся дети, должен быть одно тонным, желательно теплых,нежных оттенков, а игровые и спортивные атрибуты - яркими и красочными. Кроме традиционного физкультурного уголка мы в группе установили яркие напольные ориентиры (например, «Цветочную полянку»), которые помогают детям выполнять построения и играть в подвижные игры. В группе также имеется многофункциональное игровое физкультурное оборудование: мягкие модули разного цвета и формы,одеяло «Радуга», мягкие мячи, подушки разного размера, спортивные бревна,«Веселая змейка» для массажа подошв, «Гусеничка» для лазанья, для развития сенсомоторики. Есть и игрушки для организации двигательной активности (коляски,лошадки-качалки, велосипеды, большие машины, обруч с лентами «Веселаякарусель», мягкая дорожка «Пройди по следу»), и традиционное физкультурное оборудование, например обручи, мячи, скакалки, кубики, дуги, скамейки,ребристые дорожки, шапочки для подвижных игр. Все это помогает разнообразитьсодержание работы с детьми. Предлагаем примерные конспекты занятий по физическому развитию с детьми ясельной группы. | |