Консультация для родителей «Эмоциональный интеллект»
«Эмоциональный интеллект» … Эти два слова все чаще и чаще звучат из уст психологов. Потому, что эмоциональная сфера неотделима от коммуникативной. ⠀
Эмоциональный интеллект – это умение человека распознавать и выражать свои эмоции, а также умение управлять ими. Сюда же относится умение распознавать эмоции других людей, умение понимать их чувства, а также способность к эмпатии.⠀
Взрослый человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом намного быстрее адаптируется в любом коллективе. У него намного лучше складываются отношения не только на работе, но и в личной жизни. Такие люди менее подвержены депрессии.
Все, что я перечислено выше, относится и к детям. Уже с полутора лет можно знакомить ребенка с эмоциями «радость» и «грусть», показывать ему картинки, рассказывать сказки.
Дети с 3 лет уже более глубоко понимают, почему тот или иной герой радуется, грустит, злится или боится. Старшим дошкольникам понятны такие эмоции и чувства, как отвращение, зависть, стыд, вина.⠀
Распознаванию эмоций можно научить.
Начните с обсуждения сказок. Почему тот или иной герой так поступил, что чувствовал. Как бы ты поступил на его месте. Закончи сказку так, как ты считаешь нужным.
А еще можно играть в игры или придумывать свои истории. И все это можно делать не за столом, а во время совместной деятельности или прогулки.
Игры на развитие эмоций
Игра «Какое у тебя настроение» (с 2 лет)
Найдите пиктограммы основных эмоций «радости», «грусти», «страха», «злости», «удивления». Изучите их. Приучайте малыша показывать, какое настроение у него сейчас. Можно прикреплять пиктограммы на холодильник. Или расчертить лист бумаги и с помощью липучек клеить туда свое настроение. Кстати, взрослым тоже полезно играть в эту игру. Она дает возможность ребенку узнать о том, что вы чувствуете, а также дает возможность вам распознать свой внутренний мир.
Игра «Придумай ситуацию» (с 3 лет)
Для игры возьмите мячик или мягкую игрушку. Кидайте мячик с вопросом: «В каких ситуациях люди радуются, грустят, удивляются, злятся, боятся?» Со старшими дошкольниками обсуждайте чувства вины, стыда, зависти.
Игра «Покажи животное» (с 2,5 лет)
В эту игру можно играть где угодно. Вы просите ребенка показать, как радуется зайчик, как грустит мишка, как прыгает радостная или грустная белочка, как удивляется ежик, как ползает змея, когда ей страшно или когда она злится, как радуется или злится волк. И так далее. Придумайте что-то свое. Игра отлично подойдет в ситуациях, когда надо долго чего-то ждать, и нечем занять ребенка.
Игра «Горячо-холодно» (с 3 лет)
Эту игру знают все. Но вместо слов «горячо-холодно» мы будем использовать эмоции. Спрячьте какую-нибудь вещь и попросите ребенка ее найти. Чем ближе к спрятанной вещи будет приближаться ребенок, тем радостнее вы будете. Чем дальше малыш от предмета, тем вы будете грустнее. Эта игра отлично учит распознавать эмоции других людей.
Игра «Слушаю и рисую» (с 5 лет)
Для этой игры понадобятся отрывки из разных музыкальных произведений, листочки бумаги, карандаши. Эта игра хорошо снимает напряжение. Скажите ребенку, что вы будете включать разные музыкальные отрывки, а он должен прослушать, взять карандаш, который по его мнению соответствует этому отрывку, и просто нарисовать каляку-маляку. Возможно, сначала ребенку будет сложно выполнять это упражнение. Но попробуйте еще раз.
Игра «Моя улыбка похожа на …» (с 3,5 лет)
Для этой игры можно взять мячик. Кидайте его ребенку и говорите «Моя улыбка похожа на (что)?» Потом ребенок кидает мячик и говорит вам в ответ: «А моя улыбка похожа на…» В игру можно играть где угодно. Вместо мячика подойдет любая мягкая игрушка. А можно обойтись вообще без предметов.