Консультация для родителей: Если ребенок левша?
В учебно-образовательном процессе подача материала, в основном, носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке. Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.
Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна – они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.
В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля асимметрии. Ранее делать это считается нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.
Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных, бытовых действий. У ведущей руки чуть больше кости и мышцы, она лучше выполняет функции, является более предпочтительной при выполнении ответственных заданий.
Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной,
естественной и доброжелательной для ребенка.
Какие же задания выполняют дети?
1. Ударить палочкой по музыкальному инструменту (металлофон, барабан).
2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик,забор и т. п.).
3. Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой.
Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.
4. Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
5. Построить башню из кубиков.
6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч, мячик для настольного тенниса.
7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.
8. Развязывать узелки на шнуре.
9. Выложить из букв слово.
10.Собрать пирамиду из колец.
11.Разобрать конструктор.
12.Собрать матрешку.
13.Опустить фигуры в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
14.Разложить карточки с изображением предметов по группам.
15.Обвести контур заданного предмета (линии более ровные, нет разорванных линий, карандаш ребенок держит правильно, удобно).
Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.
Ни в коем случае нельзя переучивать левшу, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для малыша могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга.
Сейчас продаются специальные учебные принадлежности для леворуких детей: ручки и карандаши изогнутой формы, ножницы, линейки.
Итак, если ваш ребенок левша все-таки левша, не огорчайтесь! Это не болезнь, не отклонение, это его особенность.
Воспитатель Курлаева Е.А.