Консультация для родителей
«Фонематический слух – основа правильной речи ребёнка»
Умение сосредоточиться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом. При нарушении фонематического слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та - па - ка, та - да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка – мышка, сок – шок, бочка – почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи, является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной. Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Гуление процесс врожденный. Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста. Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве? Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц. Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия как – гласные и согласные звуки. Уделяя внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с ребёнком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палочку любого назначения, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание – ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например – два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
.
Второй этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко – тихо»
Договоритесь, что ребёнок будет делать определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, ребёнок поднимает руки вверх, а если тихо – касается пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребёнок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап – различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, торота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвёртый этап – различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов («па – па – па – ба – па», «фа – фа – ва – фа – фа»). Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой слог).
Пятый этап – различение звуков.
Объясните ребёнку, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто (что) его издаёт.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Шестой этап – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет, и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
Игра «Отгадай слово»
Ребёнку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о, .ук, .ак и т.д.)
Подготовила воспитатель Гашкова Н.В.