Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Формирование самооценки у школьника"»
Формирование самооценки у школьника
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
Запомните:
На формирование самооценки вашего ребенка влияет абсолютно все его окружение.
Помните, что в течение жизни самооценка ребенка может измениться еще не раз.
Начиная с младшего школьного возраста, психологи говорят о «настоящей» самооценке ребенка, которая строится на тех же принципах, что и у взрослого. Адекватная самооценка видна невооруженным взглядом: ребенок отличается здоровым чувством юмора, охотно общается, идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, обижается только по делу, не боится проигрывать, искренне радуется своим победам. Но, к сожалению, по наблюдениям психологов, таких детей с каждым годом все меньше и меньше. Родители травмируют самооценку ребенка в дошкольном возрасте, сами того не подозревая. Нездоровое восприятие самого себя проявляется двояко: либо завышенным самомнением, либо самоуничтожением.
Если ваш школьник отказывается поиграть с другими ребятами, часто обижается, дело наверняка в неадекватности самооценки. Различны только корни проблемы: ребенок с завышенной самооценкой не хочет играть, потому опасается не выиграть, а дети с заниженной самооценкой избегает осуждения и насмешек. И в том, и в другом случае, ребенок подсознательно ждет оценки от других и боится ее услышать.
Будьте осторожны с похвалами. Не хвалите за то, что ребенок умеет делать не первый день! Если он хорошо решает примеры по алгебре, это для него естественно. А если победил на математической Олимпиаде, это можно отметить семейным праздником, но только в случае, если вы боретесь с заниженной самооценкой. В противном случае ограничьтесь осторожной, непреувеличенной, искренней похвалой и порадуйтесь вместе с ребёнком.
Перестаньте сравнивать с другими. Соседский Миша, конечно, молодец и умница: в третьем классе знает наизусть учебник истории за седьмой класс. А ваш ребенок только и умеет, что чеканить мячик во дворе… зато как мастерски у него это получается! Перестаньте ставить самоучку Мишу в пример, лучше похвалите своего начинающего Пеле.
А когда ваш мальчик, наконец, после пяти часов активных просьб сделает уроки, даже и не очень хорошо, похвалите его. Пускай ваша похвала выглядит комично, она будет честной: «Молодец, вчера сделал 20 ошибок, а сегодня только 15! Заметно растешь!» и запомните главное правило: ребенка можно сравнивать только с ним самим!
Чтобы не навредить самооценке школьника родители не должны:
осуждать ребенка. За проступки ругайте не самого ребенка («Ах ты растяпа, бестолочь» и т.д.), а его провинности. Запомните: это не он плохой, а плох его проступок! Учитесь осуждать дела, а не человека. Не забывайте: любой человек имеет право на ошибку.
делать акцент на возрасте. «Ты такой большой, а мама до сих пор собирает твой портфель!» Во-первых, перестаньте выполнять за ребенка то, что он вполне может делать сам. А во-вторых, никогда не говорите ему, что ребенок ведет себя как маленький. 25% кризисов во взрослом возрасте корнями уходят именно в эти высказывания родителей. Сравнивая ребенка с «крохой – неумехой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчемности.