СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В условиях современной жизни коренным образом изменился быт наших детей. Угасали, теряли былую значимость некоторые традиции. А между тем это очень богатый, разнообразный мир, который оказывает огромное влияние на этическое и эстетическое воспитание детей. Сегодня необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями традиционной народной культуры. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»





Консультация для родителей:

«Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества»


Подготовила

Воспитатель:

Комаристова О.М.









ст. Егорлыкская

2024г.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили люди на Дону? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть украденные ценности. В условиях современной жизни коренным образом изменился быт наших детей. Угасали, теряли былую значимость некоторые традиции. А между тем это очень богатый, разнообразный мир, который оказывает огромное влияние на этическое и эстетическое воспитание детей. Сегодня необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями традиционной народной культуры.

С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество Дона . Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами.

Донской фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Фольклор не позволяет «скатится» к обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего свойственно детям.

Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора. Поэтику русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается дух России. Что же включается в понятие «традиция»?

Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающихся из поколения к поколению и сохраняющихся в обществе в течение длительного времени.

Реализация системы образования невозможна без знаний традиции своей Родины, своего края.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:

1. Воспитывать у ребенка любовь к семье, родному дому, детскому саду, родной улице.

2. Воспитывать чувство привязанности к родному селу, восхищение его красотой.

3. Воспитывать чувство уважения к людям труда.

4. Вызватьинтерес к истории возникновения окружающих предметов и понимание того, что все предметы были когда- то придуманы человеком.

5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.

Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.

А почему люди так почтительно к ней относились?

Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.

Слышали ли вы как разговаривают казаки?

2. Игра «Забытые слова».

Командир-атаман, полотенце-рушник, дом-курень, компот-узвар, плетка-нагайка, кочет-петух, волк-бирюк, отец- батя, карга-ворона, петь-играть.

3. детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в

1. Колыбельная песня —Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Колыб. музыка.

2. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, таким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Потешка —Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Кашку варила,

Деток кормила:

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословица.

Счастье и труд рядом живут.

Не вырастишь овоща – не сваришь борща.

Кто ленится, тот не ценится.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Люди пашут, а он руками машет.

Пословицы, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает.

Поговорка – это образное выражение. Вот, например: «На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?

Дорога ложка к обеду.

Волка бояться в лес не ходить.

Рыбак рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь рыбу из пруда.

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Под лежачий камень вода не течёт.

Не надобен клад, коли в семье лад.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.

Мягко стелешь, да жёстко спать.

Родина — мать, умей за неё постоять.

Семеро одного не ждут.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Пчела мала, но и та работает.

Хлеб всему голова.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека — цап!

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме.

Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнут,

Сапоги нараспашку,

На босу ногу зипун.

Донской фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, поэтическое слово становится близкими и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе к национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.