« Пластилиновая фантазия».
Как сказал В.А. Сухомлинский. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Пластилинография- это вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Нетрадиционная техника «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Общие задачи пластилинографии :
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
-освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие творческих способностей.
По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов – это увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В дальнейшем у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. А созданные пластилиновые персонажи это те же самые игрушки, только сделанные самим ребенком, и отношение к ним у него особенное, как к живым. Поэтому после занятий лепкой, дети становятся более общительными, самостоятельными и инициативными, проявляющими усердие и трудолюбие.
Этапы работы с пластилином:
I этап знакомство со свойствами материала, правилами пользования рабочим материалом;
II этап надавливание. Обучение основным техническим приемам работы с материалом;
III этап размазывание. Размазывать пластилин можно сверху вниз и слева направо;
IV этап раскатывание (валиков, шариков, цилиндров);
V этап раскатывание (шаров), соединение вместе нескольких форм.
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный немелованный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых: используем тематические физкультминутки и разминки.
Особенности используемого материала: пластилин мягкий, пластичный материал, но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов: долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками; в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- для работы использовать пластилин Гамма, Мульти-пульти, Пчелка и др;
-твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком) или на батарее;
-при работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
- так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта.
- если работа выполняется в качестве подарка или
для оформления комнаты или подарка, рекомендуется
поверхность сделанной композиции покрыть
бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой
со временем твердеет, изделие становится более прочным
и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче
убирать пыль.
- на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.
Теперь, когда вы знаете эти нехитрые правила, можно начать "путешествие в удивительный живой мир Пластилиновой страны".
В технике пластилинография можно изображать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Наиболее распространенные способы рисования пластилином (шариками, колбасками и размазывания). Другой способ - разрезание или радужные картинки: несколько пластилиновых лепешек укладываются друг на друга в виде пирога, складываются пополам виде книжечки. При помощи тонкой проволоки разрезаются на тонкие пластины, из которых можно составлять различные композиции (бабочки, цветы и т. д.)
Творчество должно доставлять дошкольникам радость
общения, познания, труда, игры, отдыха. Для рисования
пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости
творческой мысли, яркости идей и художественной
фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей,
масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают
необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и
узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения»
пронизаны теплом рук художников, которые их создавали,
и может быть поэтому они излучают какую-то особенную
энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта
открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой
будничный мир, не давая ему зачерстветь.
Желаем вам и вашим детям творческих успехов!