К
онсультация
для родителей и воспитателей.
Сказкотерапия
и её влияние на психическое здоровье детей.
Составила:
педагог-психолог
Капилевич Т.В.
2018 год.
Психолог: Здравствуйте уважаемые родители и воспитатели!
Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и о том, как они влияют на психическое здоровье детей.
Психологи утверждают: сказки нужны не только для развлечения. С их помощью можно воспитывать, развивать и даже лечить!
В стародавние времена сказки были для детей едва ли не единственным способом получения информации об окружающем мире. Бабушки сказывали их по вечерам, чтобы потом следующее поколение, бережно сохранив каждое слово, передавало их своим детям и внукам. И так много веков, из уст в уста.
Хотя сегодня мир вокруг нас переполнен информацией, сказки с их незамысловатыми сюжетами продолжают жить, теперь уже в книгах, и переиздаются на всех языках. В чём же причина?
Некоторые лингвисты считают, что всё дело в сказочных текстах: существует особый секретный код, который был найден ещё во времена глубокой древности и с тех пор передаётся из поколения в поколение вот уже сотни лет. Сила и энергия сказок заложена как в самом сочетании звуков, так и в интонации, и даже в особом голосе, которым должны произноситься эти древние тексты. Устное народное творчество - обряды, былины, песни, сказки - было не просто развлечением, а питало людей энергией и опытом предыдущих поколений.
Психологи ставят сказку на почётное место, считая её одним из важных воспоминаний, которые человек выносит из детства и с которым потом не расстаётся всю жизнь. Именно на трепетном отношении к сказке, на том, что с ней связаны безусловно положительные эмоции человека, и построено целое направление в психологии - сказкотерапия. В Москве существует Общество сказкотерапевтов, а в Санкт - Петербурге - целый Институт сказкотерапии.
Рассказывание сказки – это целый ритуал, который у психотерапевта проходит в специально оборудованном кабинете. Особое «волшебное» освещение, тихая музыка, мягкие игрушки и т.д. В домашних условиях или в группе детского сада не обязательно устраивать такой антураж, можно использовать другие приёмы из арсенала сказкотерапевтов. Например, вы можете дать ребёнку альбом с карандашами и предложить во время чтения сказки рисовать то, что ему больше всего понравится (или лепить из пластилина).
Что касается обсуждения, то здесь можно немного схитрить и сделать вид, что вы сами ничего не поняли в этой сказке. А почему этот герой поступил так-то? А что на самом деле произошло там-то? А почему тебе понравилась эта героиня? И т.д.
Лечение сказкой подходит и для детей, и для взрослых. С её помощью можно победить различные фобии, нивелировать агрессивность и обидчивость.
Почему мы выбираем сказку?
Сказка – это прекрасный способ в иносказательной форме объяснить ребёнку важные вещи, которые в обычной жизни он часто не понимает или не принимает из-за детского упрямства.
В сказке всё просто. В ней нет полутонов и сложного психологизма. На одном полюсе - добро, на другом – зло. Зло должно быть побеждено, кончается всё всегда хорошо. Жадный и злой герой, как правило, имеет некрасивую, отталкивающую внешность (Баба – Яга, Кощей Бессмертный), и в этом заложен огромный смысл. Маленький ребёнок, который пришёл в мир, не имея ни малейшего представления о том, как он устроен, по каким законам живёт, должен получить чёткие ориентиры. Он не захочет быть похожим на жадного и жестокого Кощея, а вот красавец Иван – царевич, по определению герой и защитник слабых - хороший образец для подражания.
Сказка помогает перейти как бы в другую реальность. Увлекательный сюжет, доступные слова, делают её универсальным, подходящим абсолютно для всех жанром.
Сказка показывает ребёнку различные ситуации и модели поведения. С её помощью ребёнок может ответить на вопросы: «Что будет, если я поступлю вот так?», «Кем я должен быть в этой жизни?». За короткое время, пока звучит сказка, ребёнок может понарошку прожить целую судьбу. Нехитрые мудрости, заложенные в сказках, учат мальчиков мужскому поведению (защищать близких), а девочек женскому (создать уют, приласкать) и т.д.
Сказка будит фантазию: в ней зачастую всё нереально, поэтому ребёнок может мысленно продолжить повествование и таким образом научиться мечтать.
Сказка не навязчива и не нравоучительна – в ней только намёк, как говорил Пушкин А.С.. Все выводы слушатель делает сам.
Многих взрослых (родителей, воспитателей), выбирающих очередную Книгу сказок для малышей, интересуют следующие вопросы:
1.Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
2.Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
3.Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
4.Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
5.В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе схему развития мышления ребенка. А именно:
1.до двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсомоторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.
Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.
Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.
Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало ещё доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.
2.Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.
Взрослым (родителям, воспитателям) необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых детьми персонажей, что поможет им вовремя выявить психологические проблемы малышей, если они существует, и вовремя скорректировать их развитие.
Так как фантазии детей этого возраста пока не имеют четкого вектора, и их легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития русло, важно начинать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у дошкольников уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать.
Хорошо подбирать сказки с открытым сюжетом, куда взрослые и дети могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
3.Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает их вниманием, возбуждает любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самих себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте дети продолжают искать в сказках решение своих насущных проблем. Теперь уже они могут "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях детей могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать они боятся. Поэтому так важно, чтобы в отношениях между взрослыми и детьми, особенно в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, взрослые вместе с малышами попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Сказки формируют психику с раннего возраста, поэтому они должны присутствовать в жизни каждого ребёнка.
Сказка – зеркало жизни. Работа со сказкой, сказкотерапия начинается уже тогда, когда мы произносим первую фразу «жили – были…» или «в некотором царстве…», но на последних словах произведения она не заканчивается. Взрослые обязательно должны помочь малышам, особенно это касается детей 2-6 лет, осмыслить сказку.
Иногда мы – родители, воспитатели сами воспринимаем сказку поверхностно, особо не вникая в смысл, который спрятан между строк.
Например, о сказке «Курочка Ряба» написаны горы литературы, она считается одной из самых философских сказок во всём мире. Действительно, странная логика: сначала старик со старухой хотели разбить яйцо, а потом, когда мышка им в этом помогла. Начали плакать. В чём же смысл?
Оказывается, яйцо в этой сказке – символ жизни. И человек хочет распоряжаться своей жизнью сам – каждый должен сам «разбить своё яйцо». Если же это делает кто-то другой, человек воспринимает это как трагедию. Нельзя просто, «махнув хвостиком», ломать чужую жизнь, вмешиваться в неё – вот что нужно объяснить детям.
Психологи советуют: ни в коем случае не пропускайте в сказках печальные места! Не стоит оберегать детей от переживаний за сказочных персонажей. Сказки для того и созданы, чтобы устраивать ребятишкам тренировку эмоций, репетицию тяжелых жизненных переживаний. К примеру, часто критикуемые сказки Андерсена «Девочка со спичками» и «Оловянный солдатик» (обе с плохим концом) на самом деле учат ребёнка сочувствовать и сопереживать. Ничего страшного, если ребёнок даже поплачет в конце. Эти слёзы не повредят ему, а лишь духовно поднимут.
Иногда ребёнок не воспринимает критику и не хочет менять своё поведение, если делать ему конкретные замечания. Бывают и дети с психологическими проблемами, которые вообще не в состоянии понять, что и почему происходит вокруг них. Вот здесь на помощь приходит иносказательная форма сказки, способная помочь ребятам посмотреть на себя со стороны и понять других.
От каких негативных качеств поможет избавиться сказочная история? От страха, жадности, ревности (например, к младшему брату или сестре), агрессивности, застенчивости и обидчивости.
Например, в одной группе детского сада был очень застенчивый мальчик, который не вписывался ни в какую компанию, а дети всё время дразнили его и обижали. Когда же воспитательница прочла всей группе сказку «Гадкий утёнок», а потом обсудила её с детьми (не упоминая мальчика), отношение к нему заметно улучшилось. Одна девочка даже подошла и спросила: «А правда наш Дима станет прекрасным лебедем?». Но может так случится, что для данной конкретной ситуации не найдётся подходящей иллюстрирующей её сказки. В этом случае сказку можно сочинить. Так в одном детском саду была одна девочка, которая вела себя по отношению к другим детям заносчиво. Тогда воспитательница в тихий час рассказала детям сказку про берёзу, которая была красива, но очень плохо относилась к другим деревьям – презирала их. И вот однажды, когда берёза, как обычно, красовалась и хвалила себя, её услышали дровосеки – и решили срубить. А поскольку друзей у неё не было, деревья не захотели ей помогать. Воспитательница ни намёком не показала, что имеет в виду заносчивую девочку, между тем та всё прекрасно поняла и призадумалась.
Иногда можно и не рассказывать какую-то сказочную историю, достаточно применить сказочное «волшебство» - дети обожают играть в сказку. В зависимости от того, чего вы хотите добиться от непослушного чада, предложите ему «превратиться» во что-нибудь по взмаху вашей «волшебной палочки».
К примеру, если вы не можете уложить непоседливых детей спать, попробуйте «превратить их в камни», а когда они замрут в лежачем положении, расскажите им подробности: какого они цвета, где лежат и т.д. Полежав некоторое время в неподвижной позе, представляя услышанное и воображая что-то своё с закрытыми глазами, возможно, к ним тихими шажками приблизится сон.
Во всех сказках можно найти как полный перечень человеческих проблем, так и способы их решения. Знаменитый американский психолог Эрик Берн ещё в середине прошлого века доказал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребёнка.
Итак, какие уроки можно вынести из старой русской сказки «Колобок», в различных интерпретациях которая, кстати, встречается почти у всех народов? Вспомним белорусскую «Сбежавший пирог», американскую «Пряничный человечек», немецкую «Толстый, жирный блин», английскую «Джонни – пончик», ирландскую «Завороженный пудинг.
Урок № 1. Не теряться в сложной ситуации. Всегда можно придумать, как справиться с трудностями или противостоять обидчику: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка ещё в самом начале сказки съел бы Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай я тебе песенку спою!» Или, в конце концов, просто убежать – так, собственно, и поступал Колобок каждый раз, допевая песенку.
Урок № 2. Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай всегда нужно быть начеку, ведь не всегда злые люди прямо говорят: «Я тебя съем!». Многие поступают, как хитрая Лиса, усыпляя бдительность льстивыми словами, и нужно быть очень внимательным, чтобы разгадать их намерения.
Урок № 3. Выбирать верный путь в жизни. Об этом с ребёнком лучше поговорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен для определенной цели, Дед и Бабка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе, и им. У каждого человека есть свои способности и таланты, а значит, и предназначение. Согласно ему люди и выбирают профессию – чтобы принести себе, родным и обществу как можно больше пользы.
Эта знакомая всем с детства сказка на самом деле полна житейской мудрости, хоть и адресована тем малышам, которые не знают ещё самых элементарных вещей. На её примере и анализе содержания, хочется дать взрослым некоторые рекомендации. Итак:
1.Не спешите отказывать, когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - всё равно поскребите. Бабке хватило муки на колобок…И обратите внимание на хозяйство, которое запущено. В нём нет никаких запасов. Надо всегда иметь запасы продуктов, чтобы потом не «скрести по сусекам».
2.Горячую пищу есть вредно! В сказке бабка «поставила студить на окно» мучное изделие.
3.Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок – не кто иной, как маленький ребёнок (а дети ассоциируют с Колобком именно себя). Все должны знать, что нельзя убегать из дома, даже если тебе очень скучно.
4.Не забывайте, что на жизненном пути могут встретиться самые разные люди («Зайцы, Медведи, Волки»), главное – не теряться, не бояться и быть коммуникабельным (Колобок всегда поёт свою песенку, даже если ему страшно).
5.Нельзя хвастаться и быть слишком доверчивым, не нужно переоценивать свои возможности (Колобка всё же съела Лиса).
6.Как маленький ребёнок, Колобок – существо беззащитное (он может только катиться, так как не имеет ни ручек, ни ножек), поэтому проблемы он должен решать не с позиции силы, а с помощью ума и хитрости.
7.Не забывайте о своём детстве. Ведь почему главного героя сказки потянуло на приключения? Потому что ему стало скучно одному на окошке. Вспомните, как сами хотели почувствовать себя в детстве «большим и самостоятельным», вырывая ладошку из маминой руки и заявляя: «Я сам!».
Дельные советы.
1.Уважаемые взрослые: родители и воспитатели! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.
2.Дети должны знать, что у жизни есть, кроме «лицевой», «изнаночная» сторона. Расскажите им об этом, но не навязчиво, аккуратно подбирая момент. И только в познавательных целях, а не в наказание.
3.Не стоит читать печальные сказки детям на ночь. Только представьте, какие сны им могут присниться!
4.Перед тем, как читать незнакомую сказочную историю, быстро пробегите её глазами. В современных интерпретациях можно встретить, к примеру: «…и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это перебор!
5.Родители! Не пытайтесь заменить сказку мультфильмом. Даже при очень большой загруженности найдите время для семейного чтения. 15 минут в день – это немного, но из таких важных мелочей и состоит жизнь.
Бывают ли плохие сказки?
При выборе сказок для ребёнка лучше всего ориентироваться на две вещи: популярность сказки в течение многих поколений и ваше собственное чутьё.
Когда вы покупаете книгу сказок для ребёнка, вас действительно могут подстерегать некоторые подводные камни:
плохой перевод;
бесцензурное издание, сделанное по принципу «из песни слова не выкинешь»;
мрачные или перегруженные иллюстрации.
Обычно от подобных «шедевров» кровь стынет в жилах не только у малышей, но и у взрослых. Как ни парадоксально, но черезчур жестокие и страшные сказки встречаются не только у Андерсена или у братьев Гримм, но и в сборниках фольклориста Афанасьева и педагога Ушинского.
В каком возрасте лучше читать те или иные сказки?
1,5 - 3 года – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», сказки К.Чуковского.
4-7 лет – волшебные и бытовые сказки. Сказки братьев Гримм, Ш. Перро.
5 лет – сказки Пушкина, Ершова («Конёк - Горбунок»), Шергина. Киплинга.
6 лет – А.Милн («Винни Пух и все-все-все»), пьесы-сказки И.Шварца, сказка о домовёнке Кузе.
7 лет и старше – сказки Андерсена, Киплинга, Волкова, Мамина – Сибиряка, А.Лингрен («Малыш и Карлсон»), А.Толстого («Золотой ключик»), «Сказки Шехерезады».
Как сказка помогает готовиться к школе?
С помощью сказки можно:
научиться читать;
изучить счёт (например, считаем зверей, которые приходят в теремок);
развить память (запоминаем, кто за кем тянет репку);
развивать мышление, обсуждая сказочную историю;
развить речь, если вы предложите ребёнку пересказать небольшую сказку;
заставить работать воображение: попросите ребёнка придумать другую концовку к сказке или изменить сюжет, введя новых героев из других сказок. Можно также сочинить сказку по заданным словам (придуманным взрослым или самим ребёнком) или придумать новую сказку;
выработать у ребёнка уверенность в себе: вместе с ним разыграйте сказку по ролям или поставьте кукольный спектакль (при этом смотрите, какую роль выберет для себя ребёнок, и делайте выводы).
Конец.