Консультация
для
родителей и воспитателей
«Темперамент и особенности воспитания»
(Составила Капилевич Т.В)
Особенности темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
Р. М. Грановская
Слово «темперамент» произошло от латинского temperament, что означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент — это «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности» (Психологический словарь, 1997, с. 375).
Учение о темпераменте было создано в V в. до н. э. древнегреческим врачом Гиппократом, который считал, что в теле человека имеется 4 сорта жидкостей: «sanguis» (в переводе с латинского — кровь), «phlegma» (лимфа), «chole» (желчь) и «melaina chole» (черная желчь).
Первая попытка дать научное объяснение темпераменту была сделана И. П. Павловым, который выделил три свойства нервной системы и соотнес их с типами темперамента Гиппократа. По Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, флегматик - сильным, уравновешенным, инертным, холерик - сильным, неуравновешенным, меланхолик — слабым.
Ученые считают, что первые проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенческом возрасте и проявляются в последующих возрастных периодах.
А.В. Либин, обобщая исследования многих авторов, отмечает 6 главных различий в поведении новорожденных детей:
диапазон реакции на различные стимулы,
степень общей активности,
возбужденность,
беспокойство во время сна,
привыкание ко всему новому,
стремление вырваться из рук.
Эти поведенческие признаки обусловлены темпераментом.
Зная некоторые особенности темперамента ребенка, родители уже с первых дней воспитания малыша могли бы избежать многих ошибок. Каждый их 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. И об этом непременно надо говорить с родителями.
Немецкий психолог Г Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия—интроверсия и эмоциональная стабильность и следующим образом характеризует сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.
Дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми.
Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. После длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт, вероятно, напротив — активен.
Родителям детей-интровертов можно посоветавать обеспечить их чаду возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие" либо свои дела (игры или другие занятия), не требовать от ребенка, чтобы он немедленно отвечал на просьбы и вопросы взрослых. Желательно так организовать рабочее пространство (игровой уголок), место для сна, место за обеденным столом и т. д., чтобы ребенку было просторно. Эти рекомендации относятся к детям флегматикам и меланхоликам.
Родителям детей-экстравертов рекомендуется как можно чаще хвалить своих малышей и научить других родственников делать то же самое, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых. Требуется много терпения, чтобы научиться выслушивать их, а не отвечать тут же, не перебивать сына или дочь. То, что говорит экстраверт, — это не пустая болтовня, а мысли вслух. Это касается холериков и сангвиников.
Родителям эмоционально нестабильных детей (холериков) рекомендуется: при нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями их детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.
Ребенка надо переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Для того чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием под названием «тайм-аут» (т. е. небольшая передышка). Смысл приема состоит в следующем. Ребенка уводят в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или даже пошептаться с ним или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя. Родителям эмоционально нестабильных детей следует учиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.
Родителям меланхоликов следует позаботиться о том, чтобы у ребенка не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать, - это нормально. В такие минуты можно предложить ему погулять или почитать ему интересную книжку, или дать возможность побыть одному. Родителям также следует наблюдать за проявлением собственных эмоций, переживаний, чтобы плохое настроение взрослых не передалось малышу.
Н. Л. Кряжева (1997) дает такие рекомендации родителям по воспитанию детей различных типов темперамента.
Ребенку-меланхолику лучше иметь в семье очень близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые нескучные игры.
Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуют заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках.
Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности:
занятия лепкой, рисованием. Родители также могут развивать фантазию ребенка.