Консультация для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми людьми. Приходя в детский сад, ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудет ли она про меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой, потому что адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди-мама, папа, бабушка и др. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это прежде всего игра. Через игру ребенок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Детские игры очень разнообразны. Я представлю несколько самых распространенных видов игр в период адаптации детей:
1. Подвижные игры Дети очень подвижны и активны, поэтому такие игры для них важны.В подвижных играх развиваются такие физические качества как ловкость,быстрота,сила. Лови-лови! Задачи: упражнять в прыжках. Описание игры: к палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре прикрепляется лёгкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток и т.д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая её, он предлагает некоторым детям поймать предмет на шнурке. Взрослый собирает вокруг себя ребят, заинтересовавшихся ловлей мяча, предлагает им встать в кружок. Сам становится в центре. «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет то к одному, то к другому ребёнку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребёнок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки.
2. Сюжетно-ролевые игры. В ходе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в различные ситуации, которые он когда либо видел в реальной жизни. Игра "Семья" Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.
Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка»,
Александрова «Мой мишка». Постройка мебели. Игровые роли. Мама, папа. Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.
3. Дидактические игры, Эти игры дают представление о таких важных понятиях как величина ,цвет, форма. Такие игры хорошо развивают память и мышление детей. Дидактическая игра "Собери игрушку" Цель: способствовать формированию у малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов. Материал: картинки игрушек разрезанные пополам и целые (образцы). Участники: дети 2-3 лет, воспитатель. Ход игры: Воспитатель перед ребенком раскладывает разрезанные изображения игрушек. Ребята, кукла Маша нам сегодня принесла картинки игрушек. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Мальчик по имени Коля отобрал картинки у куклы Маши и разрезал их на две половинки. Кукла Маша очень сильно плачет и просит вас ей помочь. Поможем ей? Давайте соберем картинки. (Дети собирают картинки, сравнивают их с образцом. Затем называют игрушки, которые изображены на картинках и называют основные цвета.)
4. Настольно-печатные игры
Эти игры направлены на развитие мышления, воображения, памяти. Таких игр великое множество. Все они красочные и будут интересны для ребенка. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Подбери по форме», «Времена года». 5. Пальчиковые игры Такие игры направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук и вместе с тем развивают речь ребенка. «Сорока-белобока» «Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! показывают большой палец Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу Дров не рубил, Каши не варил – Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол Все перечисленные игры направлены на: - преодоление стрессовых состояний в период адаптации у детей; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие игровых навыков; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. Из всего этого можно сделать вывод, что все эти игры несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и для их родителей.