СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Как разговаривать с ребенком, что бы он заговорил"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как разговаривать с ребенком, что бы он заговорил"»

Как общаться с ребенком, чтобы он заговорил?

(М.И.Лынская)

Общение бывает как вербальное, т.е. с использованием речи, так и невербальное, например, с помощью прикосновений. Мы опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и пониманию речи у неговорящего ребенка. Правила общения с неговорящим ребенком 1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат». 2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий - это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.

3. Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит». 4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против. 5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией,  нельзя запрещать ребенку злиться , это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.

6. Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например ребенок помогает развесить выстиранное белье)

7. Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой». 8. Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п. Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого перечня. 9. Не используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду». 10. Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.

Чего не стоит делать родителям?  Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.  Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.

Чего не стоит делать родителям?

  • Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.
  • Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.