Как развивать
познавательную деятельность детей
Любознательные дети растут у любознательных родителей.
Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете.
Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
Принципы построения общения с детьми
1. Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже — действия, затем — признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте
закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
Задавайте ребенку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте. Уважайте его интеллектуальный труд.
Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, рассказывайте интересные истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «на вырост».
По возможности много путешествуйте с ребенком.
Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
Ходите с ребенком в музеи.
Проводите совместные наблюдения и опыты.
Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
В развивающую предметную среду для детей
должны входить:
различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
костюмы для ряжения;
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
иллюстрированные книжки с рассказами В.Г. Сутеева, В.А. Чижикова и других детских писателей;
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков ит. п., тематические наборы открыток, марок, значков;
цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на куликах;
наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор»);
дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п.;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности — детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
В развивающую среду детей дошкольного возраста
должны входить:
глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
разнообразные коллекции;
измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
азбуки картинные, книги для первого чтения;
авторские сказки;
былины, мифы, легенды;
познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
часы настенные и календарь;
настольно-печатные игры — лото, пазлы;
настольные игры — домино, шашки, шахматы;
чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Золотые правила,
которых нужно придерживаться,
занимаясь с ребенком
Постарайтесь никогда не раздражаться.
Проводите занятия в игровой форме, весело, задорно, доброжелательно.
Хвалите ребенка за успехи, ободряйте при неудачах.
Прекращайте занятия чуть раньше, чем они надоедят ребенку, даже если они длились всего-навсего несколько минут. Если он просит продолжить их — значит, вы попали в точку. Но не поддавайтесь на просьбы. Интересное всегда должно быть впереди!
Если Вы не успели уловить этот момент и ребенок успел заскучать — тем более прекращайте занятие немедленно. Не принуждайте ребенка вникать в то, к чему он потерял интерес.
А если у вас все-таки не получается заниматься с ребенком терпеливо и непринужденно, лучше пригласите специалиста, иначе вы сильно осложните ваши взаимоотношения.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, даже если соседский ребенок уже знает наизусть «Евгения Онегина».
Занятия с детьми должны приносить только удовольствие, иначе они вряд ли будут эффективными. Дети, которых «перекормили» знаниями в дошкольном возрасте, к первому классу чувствуют себя усталыми и не интересуются учебой.