Консультация для родителей
Математика – это интересно.
«Учиться можно только весело»
(Французский романист Анатоль Франс)
В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители. Игра – это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное!
Поупражняйте дома ребенка в счете в игре «Кто больше?». Перед играющими две кучки пуговиц. По команде игроки в течении минуты откладывают из кучки по одной пуговице; потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с закрытыми глазами и т.д.
Для игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке и 3 бусинки (показывает), сколько в левой?». Если ребенок угадал, поменяйтесь ролями (когда вы отгадываете, допусайте намеренно ошибки). Повторите количественный и порядковый счет до 10. Дни недели. Названия месяцев.
Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Предложите ребенку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?» (называется пропущенное число). Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился непрерывный ряд, если ребенок дал правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями.
Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок – его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и т.д.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше). Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Предложите выбрать предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. Спросите, чего у них по одному. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди- сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объекту для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие –у кого больше? Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т.д. Задавайте вопросы: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.
Счет на кухне. Кухня – отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будет обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Во время приготовления обеда спросите у ребенка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Игра «Подели предмет» (торт на 2,4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Сравнивайте все вокруг по величине. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики- спросите, какой выше, ниже. Рисует ваш ребенок- спросите его о длине карандашей, сравните их по длине. Очень важно чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный- короткий, широкий- узкий (шарфики, полотенца); высокий- низкий (шкаф, стол); толстый- тонкий (колбаса, сосиска).
На прогулке легко усваиваются понятия пространственного расположения: в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой – к моей левой.
В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния – какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца – длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).
Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:
Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях (на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины). Предложи ребенку вместе с вами, рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажите ту цифру, сколько предметов (пуговиц на кофточке). Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» - вы или ребенок.
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомить детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.