СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.  Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой: 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»


Консультация для родителей на тему:

«Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет»



Подготовили воспитатели:

Гвоздкова Ирина Станиславовна

Жебрак Тамара Владимировна









Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.  Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой: 

Математика

• уметь соотносить цифру с количеством предметов, различать количественный и порядковый счёт;

• уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, называть предыдущее и последующее числа, писать цифры от 0 до 9;

• ориентироваться в счёте в пределах 20, считать до 100 десятками;

• уметь решать простые примеры на сложение и вычитание;

• знать состав чисел в пределах десяти;

• уметь сравнивать числа, используя знаки ,

• уметь уравнивать неравное число предметов;

• уметь решать простые задачи на сложение и вычитание в одно действие и уметь самостоятельно их составлять;

• уметь сравнивать до 10 предметов по величине, длине, ширине, высоте, размещая их в порядке возрастания (убывания);

• ориентироваться на листе бумаги и в окружающей обстановке (слева, справа, вверху, внизу и т. д.);

• знать геометрические фигуры и геометрические тела, уметь находить похожие на них предметы на рисунках и в окружающей обстановке.



Русский язык (основы грамоты, развитие речи)

• знать названия всех букв алфавита;

• различать понятия «звук» и «буква»;

• соотносить звуки с соответствующими им буквами;

• знать характеристики звуков: согласные и гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, уметь анализировать звуки в словах;

• выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;

• составлять, записывать и читать слоги и слова;

• делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове;

• различать слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия;

• строить словосочетания и предложения;

• иметь представление о повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях;

• пересказывать текст;

• составлять рассказ по картинкам, придумывать и рассказывать продолжение или начало истории;

• знать наизусть несколько стихотворений;

• уметь повторять скороговорки и отгадывать загадки;

• читать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Внимание

• выполнять задание до конца, не отвлекаясь;

• находить до 10 отличий между двумя картинками;

• находить одинаковые предметы из ряда подобных;

• находить фрагменты картинок;

• проходить лабиринты из линий взглядом;

• находить несоответствия в рисунках.


Память

• запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;

• запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5 - 6);

• запоминать и повторять по памяти фразы, произнесённые 1 - 2 раза;

• запоминать ряд цифр (до 6);

• запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.

Логика

• подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);

• подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;

• находить закономерности в логических цепочках;

• определять последовательность событий; складывать картинку из 12 - 15 частей.


Мелкая моторика

  • регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;

  • располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе;

  • штриховать рисунки, не выходя за их контуры; аккуратно раскрашивать сложные рисунки;

  • ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.


Окружающий мир

  • называть свое имя, отчество и фамилию; называть имя, отчество и фамилию своих родителей; знать название своего города (села); знать название столицы Родины; знать название нашей планеты; знать свой домашний адрес и город, в котором живет;

  • знать названия основных профессий людей; объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям;

  • называть времена года, части суток, дни недели, месяцы; знать их количество и последовательность; называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы; уметь описывать, что происходит с природой в то или иное время года; ориентироваться во времени;

  • иметь представление о природных и погодных явлениях;

  • знать основные цвета, основные геометрические фигуры;

  • отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

  • уметь ориентироваться в пространстве; знать понятия «право – лево», «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т.д.»;

  • уметь рассказать, чем он любит заниматься;

  • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»



Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.



ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК В 6 ЛЕТ: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



Шесть лет – это старший дошкольный возраст. Основное внимание педагогов и родителей в этот период направлено на подготовку ребенка к школе. Поэтому важно знать, какими знаниями и умениями в норме развития должен обладать будущий школьник.    

Интеллектуальное развитие



К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:

  • использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;

  • решать головоломки, ребусы;

  • понимать причинно-следственные связи событий;

  • делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;

  • уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;

  • запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;

  • вести длинный монолог;

  • совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.

Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.

Развитие речи



В этом возрасте дети много говорят. Они без труда ведут содержательные беседы со сверстниками и взрослыми. Благодаря развитию памяти они могут запоминать все больше новой информации. Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов.

Ребенок в 6 лет должен уметь:

  • грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;

  • выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;

  • делать простой звуковой анализ слов;

  • подбирать синонимы и антонимы к слову;

  • передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;

  • давать развернутые ответы на вопросы;

  • обобщать предметы в группы;

  • рассказывать скороговорки;

  • понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.  

Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.

Психологическое развитие



В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами. У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.

Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его. 

Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.

Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.

В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.

Сенсорные особенности



Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.

Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:

  • различать не только цвета, но и множество оттенков;

  • разбивать сложную форму на отдельные части;

  • знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;

  • описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);

  • понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);

  • описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).

Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.

Математические умения



Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки. Шестилетки должны знать следующее:

  • хорошо считать от 0 до 10 и обратно;

  • знать цифры до 20;

  • уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);

  • знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;

  • знать, как выглядят цифры от 1 до 10;

  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);

  • с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи. 

Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.

Физическое развитие



Ребенок в 6 лет отлично владеет своим телом. У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. В шесть лет малыши должны уметь:

  • быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);

  • уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;

  • оббегать препятствия, не задевая их;

  • лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;

  • ползать на коленях, на животе, задом наперед;

  • делать приседания с прямой спиной;

  • бросать предметы одной рукой;

  • быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.

В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.  

Мелкая моторика



Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе. Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;

  • ровными линиями соединять точки;

  • рисовать в тетради по клеточкам;

  • рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;

  • аккуратно вырезать фигуры из бумаги;

  • лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;

  • штриховать, рисовать линии разной толщины;

  • рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;

  • вдевать нитку в иголку.

В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.

Память



Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей. В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.

В 6 лет дети с легкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объемные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям еще сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.

Развитие мышления



Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.

В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:

  • делать выводы и умозаключения;

  • сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;

  • находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;

  • подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;

  • составлять рассказ по сюжетным картинкам;

  • придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;

  • использовать теоретические знания на практике.

При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка



На седьмом году жизни малыш уже умеет управлять своими эмоциями, становится менее импульсивным. Он уже осознает себя личностью и начинает активно создавать социальные связи с окружающими людьми.

У ребенка проявляется интерес к новым видам деятельности. Он выбирает все более сложные и интересные игры. Малыш знает основные правила общения с другими детьми и взрослыми, четко понимает границы дозволенного в общении.

Шестилетки уже умеют оценивать результаты своей деятельности, радуются, когда получается хорошо и расстраиваются при неудаче. У них развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Что должен знать ребенок перед школой?



Дошкольники уже хорошо ориентируются в окружающем мире и много знают о нем. Вот небольшая памятка для родителей, о том, что должен знать ребенок перед школой:

  • свои ФИО, а также ФИО родителей;

  • домашний адрес, город и страну;

  • названия времен года, времен суток и их основные признаки;

  • названия всех месяцев и дней недели по порядку;

  • названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.

Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.

Отличия в развитии мальчиков и девочек



В старшем дошкольном возрасте дети уже четко понимают свою половую принадлежность и отличают мужское поведение от женского. Девочки пытаются подражать матери, мальчики – отцу.

Игры мальчиков и девочек отличаются. Первые предпочитают активное времяпрепровождение – бег, лазанье по деревьям и т. д., а вторые – спокойные игры с игрушками.

При подготовке к школе девочкам обычно лучше даются навыки письма и чтения. Мальчики лучше разбираются в математике, у них более развито логическое мышление.

Девчонки более эмоциональны. Мальчишки стараются сдерживать свои чувства и не показывать их окружающим.

Выводы

Шесть лет – это возраст подготовки к школе. В этот период у детей усиленно развиваются когнитивные процессы, мелкая моторика рук. Эмоции шестилеток становятся более глубокими, развивается самоконтроль. В шестилетнем возрасте ребенок осознает себя как личность.