Консультация для родителей на тему:
«Зимующие птицы»
Подготовил: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №14»
г. Усть-Катав, Челябинская область
Подшивалова Татьяна Владимировна
Зима! Солнышко в это время года все реже выглядывает из-за серых облаков, с неба падает снег, укрывая все вокруг белым одеялом. Зима приносит с собой холод и метели. Реки и озера замерзают и покрываются льдом. Дует сильный пронизывающий ветер.
Но мы заранее готовимся к таким морозам: выбираем самую теплую одежду и обувь, вяжем шарфы, шапки и варежки. К зиме готовятся не только люди, но и животные с птицами. Животные начинают делать запасы еды и подготавливают свои норы к зимовке, кто-то из животных ложится в спячку и просыпается только весной. Птицы еще с осени начинают подготавливаться к смене времени года. Перелетные птицы улетают зимовать в теплые края, а зимующие птицы своевременно думают о местах зимовки.
В зимний период в парках и скверах городов детей ожидает много приключений и открытий. Это прекрасное время для того, чтобы познакомить ребят с зимующими птицами, которых они не смогут увидеть в другое время года.
Гуляя вместе с ребенком в лесу или в парке необходимо показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. Необходимо обратить внимание ребенка на окраску птиц, строение тела (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки), способы пропитания в зимний период.
Птицы зимой испытывают огромные трудности, связанные с нахождением пропитания. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и воспитывает в детях заботливое отношение к окружающей природе. С ребенком можно купить кормушку или сделать ее своими руками для спасения птиц во время холодов.
Во время кормления птиц дети узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, могут спасти их от гибели.
Делать кормушку своими руками намного интереснее. В это время развивается мелкая моторика рук и кругозор. Некоторые простые правила, о которых не стоит забывать во время изготовления кормушки, представлены ниже:
необходимо, чтобы кормушка была с крышей, чтобы корм для птиц не засыпало снегом;
отверстие в кормушке должно быть настольно широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее;
кормушку нужно повесить так, чтобы ее было хорошо видно ребенку для наблюдения за птицами;
по возможности, необходимо ежедневно оставлять в кормушке корм, чтобы птицы не забывали это место для подкормки;
кормушка должна висеть ровно, не переворачиваться от дополнительных движений, чтобы птицы спокойно залетали внутрь и не теряли равновесие;
у кормушки должны быть бортики, чтобы еда не выпадала из нее и ее не уносило ветром.
В кормушку моно положить далеко не любые продукты. Некоторые из них очень вредны для птиц и могут нанести смертельный вред. Лучшее лакомство для пернатых – это подсолнечные и тыквенные семечки. Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам. Крупы (пшено, овес, просо) привлекут воробьев. Снегири любит ягоды рябины и бузины. Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса (можно подвесить на ниточках к веткам деревьев).
Продукты, которые опасны для птиц:
нельзя кормить птиц продуктами, у которых истек срок годности;
нельзя их кормить жареным и слишком соленым;
нельзя насыпать в кормушки семена подсолнечника;
нельзя многих из них кормить хлебом. Небольшое количество хлебных крошек в сухом виде, допустимо, особенно – для синиц. Так же, хлебом можно кормить голубей;
миндаль и косточки плодово-ягодных могут вызвать у птиц отравление;
от пшена тоже стоит отказаться;
грибы и картофель, а так же рис тяжелы для переваривания. Поэтому, от них тоже следует отказаться для подкормки птиц;
нельзя кормить птиц продуктами, содержащими уксусную кислоту и консерванты, различные пищевые добавки, приправы и специи. Недопустимы консервы для питания пернатых;
нельзя оставлять для птиц корма, предназначенные для кошек и собак.
В плохую погоду закрепить тему птиц можно и в домашних условиях, например, с помощь загадок на знание различных видов птиц:
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (Снегири)
У этой птички клюв кривой,
А гнезда вьет она зимой,
из шишек семечки клюет,
кто это птичку назовет? (Клест)
В теплый край не улетают,
На морозе распевают
Эти птички-невелички
Называются… (Синички)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее… (Сорока)
Можно вместе с детьми сделать птичку из цветной бумаги, пластилина или нарисовать красками.
Н
а фото ниже представлена картина «Снегирь», выполненная из пластилина.
Птичек также можно выкладывать с использованием камешков Марблс или подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры разных цветов.
На фото ниже представлена работа ребенка с использованием камешком Марблс. Камешки Марблс отлично помогают в развитии речи дошкольников.
В игровой форме также можно закрепить знания на тему: «Зимующие птицы»:
1. Игровое упражнение «Много – мало».
Ворона – вороны, синица – синицы, снегирь – снегири и т.д.
2. Игровое упражнение «Назови ласково».
Воробей – воробушек, синица – синичка и т.д.
3. Игровое упражнение: «Посчитай птиц».
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
4. Игровое упражнение: «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня на дереве видел птицу: маленькая, певчая, брюшко ярко-желтого цвета, белые щечки, голубовато-серые спинка и крылья. Кто это? (Синица).
5. Упражнение «Скажи наоборот».
Воробей маленький, а ворона…
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Голубь тяжелый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у вороны…