К
ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И АППЛИКАЦИИ»
Материал подготовила:
Акимова Ирина Евгеньевна, учитель-дефектолог
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Несколько вариантов нетрадиционной техники рисования и аппликации, которые Вы можете использовать со своим ребенком.
Рисование мыльными пузырями
Способ рисования: В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.
Р
исование жесткой полусухой кистью
Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
М
онотипия
С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении. Отпечаток получается только один. Отсюда и название – монотипия.
Материал: лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Ход работы:
1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.
2. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.
3.Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.
На развернутом листе появляется целая бабочка.
Варианты работ. Предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.
П
ечать от руки
Материал: краска, тарелочки, бумага
Ход работы:
Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.
Тиснение
Тиснение - это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рифленые поверхности.
Материал: лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.
Ход работы:
Кладем лист бумаги на монетку.
Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не появится вся рифленая поверхность.
О
брывная аппликация
При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.
Материал: картинка-основа; цветная бумага; самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея);
клеенка-подкладка
Кляксография. Рисование соломкой.
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы:
1-ый способ. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
2-ой способ. Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!
Рисование ватной палочкой
Материал: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.
Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.
Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.
О
тпечатки листьев
Материал: альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).
Ход работы.
Берем листик березы, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.
Силуэтный
Материал: альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.
В правой руке - поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.
Т
ехника «по-сырому»
Материал: лист бумаги для акварели; акварельные краски; широкие и тонкие мягкие кисточки; баночка с водой; тряпочка.
Ход работы
Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.
Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
Вместе с ребенком подумайте, что напоминает его картина. Дайте название детской работе.
Бумажные комочки (аппликация)
Материал: картинка-основа с нанесенным контуром предмета; цветная бумага (салфетки); самодельный клейстер (или клей ПВА); поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея); клеенка - подкладка.
Ход работы и варианты работ:
Комочек опускается в блюдечко с клеем и наклеивается на основу.
Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Ход работы:
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Дерзайте, фантазируйте!
И к вам придёт радость - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.