СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Основы гендерного воспитания дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей по теме гендерного воспитания дошкольников. Психологические и социальные различия у мальчиков и девочек. Рекомендации для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Основы гендерного воспитания дошкольников"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

города Алейска Алтайского края










Консультация для родителей

по теме:


«Основы гендерного воспитания дошкольников»

















Подготовила и провела:

зам. заведующего

Никитенко С. И.







г. Алейск, 2017г.

Тема взаимоотношения полов стара как мир и в то же время по-прежнему волнует каждого, кто стоит на пороге самостоятельной жизни, кто хочет найти взаимопонимание с противоположным полом.

На сегодняшний день мы говорим о гендерном  воспитании как о проблеме, которая сложна и многогранна. Почему?

Во-первых, отмечается феминизация кадров.  Швеция поставила вопрос о тревожном положении в образовании при раскладе - 70% женщины и 30% мужчины. В России – 95% составляют педагоги-женщины. И, в связи с этим, происходит феминизация маленьких мальчиков.  Мальчики вынуждены для подражания брать женскую модель. Значительно усугубляет их положение снижающийся авторитет отцов и выраженная эмоциональная привязанность к матери (бабушке). Мужская модель поведения становится менее значимой, мальчикам трудно усвоить качества мужественности.

Во-вторых, имеет место недостаточность гендерного просвещения педагогов. Нет полных представлений о том, как воспитывать.

Вот почему необходимо говорить о психолого-педагогическом сопровождении гендерного развития личности ребёнка. Личность является категорией половой принадлежности…. «никакие новые педагогические технологии не способны формировать личность ребёнка средствами «бесполой» педагогики…..»

Итак, организуя гендерно-ролевое воспитание важно понимать, что существуют биологически обусловленные особенности девочек и мальчиков, которые нужно воспринимать как данность. Институтом биосоциальных исследований доказано, что у девочек (женщин) с рождения заложено только две программы: защита потомства и противодействие сопернице. У мальчиков же (мужчин) – 12

  1. Наступательное инициативное поведение.

  2. Агрессивное поведение (инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое).

  3. Пространственная ориентация (поисковое поведение, лучше воспринимают пространство, удалённость, скорость).

  4. Территориальное поведение (освоение территории, поэтому разбрасывание и «забывание» вещей – типично мужские поступки).

  5. Выносливость к боли (ниже болевой порог, кратковременную боль переносят лучше).

Медленное освоение оборонительных условных рефлексов:

мальчикам (мужчинам) более свойственно нападать, а не защищаться, в связи, с чем  у мальчиков чаще отмечаются проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

  1. Слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу (эмоциональное табу, не плачут).

  2. Настойчивость при выполнении заданий без подкрепления (им свойственно наступать на одни и те же « грабли» и ломиться в открытые ворота).

  3. Слабая связь с ближайшими родственниками (меньше скучают по членам своей семьи, реже вспоминают о родителях).

  4. Периферизация: тяга к созданию групп по интересам (с дошкольного возраста).

  5. Поиск приключений,  новых и сложных  раздражителей.

  6. «Хищническое» поведение, тяга к опасностям, соперничеству.

Эти особенности определяют гендерные, т. е. психологические и социальные различия у мальчиков и девочек

При одной и той же методике обучения, при одном и том же воспитателе (учителе) мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления, разные особенности восприятия, ожидая РАЗНОЙ оценки от воспитателя.

Что ожидает девочка, выслушивая оценку воспитателя? Безусловно, она ждёт симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания. Девочка всегда ориентирована на межличностные отношения, поэтому в оценке она слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться. Девочке важно «быть хорошей» в глазах воспитателя.

Мальчик убеждён в том, что любовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые воспитательницей, для него не имеют притягательной силы, он ожидает смысла в вашей оценке его успехов. Мальчик ориентирован на суть предмета обсуждения, а не на то, как это обсуждение повлияет на отношение к нему. Поэтому фраза «я тобой недовольна» для мальчика не несёт никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно.

Это общие замечания о том, как оценивать мальчиков и девочек. Но в каждой конкретной группе есть мальчики и …мальчики. Различаются и девочки. Стремящиеся, к успеху, уверенные и смелые, открытые и решительные, оптимистичные или робкие, чувствительные к наказанию, тревожные и озабоченные, раздражительные и недоверчивые и т.д. По качественным (гендерным)  характеристикам они могут называться маскулинными, фемининными и андрогинными.

Маскулинные мальчики и девочки ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отстаивают своё мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.

Фемининные дети чаще демонстрируют зависимый, подчинённый  стиль поведения, связанный осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности.

Способы поведения и контакты андрогинных детей – самые многочисленные и разнообразные. Им присуща высокая социальная активность, гибкость,  направленность на самостоятельное преодоление трудностей.

Как отреагируют на оценку воспитателя такие разные дети? Например, во фразе «плохо сделал» фемининный ребёнок обратит внимание на слово «плохо» (эмоциональная составляющая) маскулинный услышит «сделал» (суть проблемы). Универсальной в данном случае будет оценка, основанная на подчёркивании «правильно сделанного» и «хорошо сделанного».

Гендерные различия ярко проявляются в игре. Здесь на первый план выходит умелое руководство воспитателя игрой.  Мальчики предпочитают рискованные игры: бегают, прыгают, лазают (осваивают территорию, агрессивно действуют). Они ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, дороги. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью. Мальчики, занимая в 10 раз больше мест на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчачьи игры.

Кроме этого, имеются достоверные данные о том, что у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте имеются различия в речевом поведении. Так, мальчики быстрее налаживают контакт, имеют больший словарный запас, хотя речь их менее связна, в то время как девочки теряются в непривычной обстановке, но говорят более связно, и их рассказы изобилуют подробностями.

Таким образом, у мальчиков и девочек разные гендерные схемы поведения (психологические механизмы формирования полотипичного поведения: осознание своего пола и приведение в соответствие полу своего поведения). Суть гендерного воспитания заключается в том, чтобы предлагать дошкольникам одинаковые гендерные схемы поведения: поисковое, активное, исследовательское поведение и для девочек и для мальчиков с целью формирования умения примерять на себя разные социальные роли. Это создаёт условия для равновозможной реализации каждым ребёнком независимо от пола своей индивидуальности.

С этой целью можно использовать приёмы организации педагогических ситуаций. Например:

Интеллектуальные ситуации направлены на развитие способности рационально мыслить, действовать, разрешать проблемные ситуации. Например: «Следует радоваться или огорчаться, что вы - мальчик (девочка)?»; «Какой должна быть настоящая девочка (мальчик)?»; « Какие качества мальчика (девочки) вам нравятся больше?»; «С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?»; «Кому интереснее помогать, маме или папе?» и др. Предлагать отгадывание загадок, привлечение ассоциаций.

Мотивационные ситуации ориентируют на формирование уважительных, доверительных, ответственных, равноправных взаимоотношений полов, выработку умений и навыков достойного поведения. Средством формирования такого поведения может стать ролевая игра.

Как известно, задача привлечения мальчиков в «девчачью» игру довольно сложная, поэтому можно использовать принцип взаимодополнения обязанностей мальчиков и девочек. Например, педагог может корректно обратиться к мальчику с просьбой помочь девочке «спустить коляску» (папы так делают), «погрузить мебель на грузовую машину», проявив свою физическую силу и выносливость.

Девочки привлекаются в героические игры мальчиков (военные игры, игры в вертолётчиков, спасателей) с целью поддержать их, проявить заботу, оказать помощь.

В качестве одного из средств формирования у детей доверительных отношений предлагается использовать юмор: детям раздаются рисунки, вырезки из журналов, газет, на которых изображены смешные сюжеты взаимоотношений мальчика и девочки. Затем предлагается детям представить себя в подобной ситуации: что бы ты сказал или ответил?

Эмоциональные ситуации направлены на развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек. В качестве основных средств рекомендуется использовать такие приёмы, как «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова» и др. Рассмотрим приём «зеркало отношений». С вами здороваются два человека, один с улыбкой, другой – с хмурым, злым лицом. С кем вы захотите общаться? и т.д.?

Хочется подчеркнуть, что гендерное воспитание предусматривает формирование у мальчиков наряду с деятельностной установкой и установки экспрессивной, предполагающей проявление сочувствия, ласки, доброты к окружающим людям. Детский писатель Джанни Родари  очень ценил доброту в мужчинах и писал, что добрые мужчины нужны ещё больше, чем великие.

Список распространённых высказываний родителей.

Сказав так:

Подумайте о последствиях

Возможен и другой вариант

«Горе ты моё!...»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье моё, радость моя!»

«Ты совсем, как твой отец (мать)»

Трудности в общении с родителями, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный!»

«Мама у нас замечательная!»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, переживание проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче…»

«Не твоего ума дело!...»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»

«Противная девчонка, все они капризули!»

(мальчику о девочке)

«Негодник, все мальчишки драчуны и забияки!»

(девочке о мальчике)

Нарушения в гендерном и психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один человек не похож на другого».

«Ничего не умеешь делать, откуда только руки растут!»

Неуверенность в своих силах, страхи, безынициативность, низкая мотивация достижения.

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне. Давай во всём разберёмся вместе!»

«Ах ты, гадкий утёнок, и в кого ты такая некрасивая!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!»

Таким образом, представители противоположного пола (мальчики и девочки) в совместных играх являются своеобразными катализаторами при формировании начал мужественности и женственности. «Совместность» также способствует преодолению разобщённости представителей разного пола в группе детского сада. Одновременно воспитывается чувство гордости за свой пол (без решения этой задачи у детей часто возникают отклонения в полоролевом развитии)

Важно при решении всех этих задач учитывать их связь с общими задачами нравственного воспитания. Гендерное воспитание требует большого внимания, терпения и последовательности.

Рекомендации для родителей

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное - по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.

  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

  • Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Помогайте найти пути решения проблемы.

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.

  • Знайте, то девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

К сожалению, каждый из нас сам мог побывать только в одном из миров: кто-то ещё помнит, как был маленькой девочкой или мальчиком. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, проникнуть в мир его мыслей. И поэтому иногда воспитателю кажется, что этого второго мира нет. К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. Но если не дано нам пожить в этом другом мире, то стоит постараться раскрыть для себя  его уникальные возможности.