Консультация для родителей


По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Особенно если выйти пораньше и идти чуть подольше. Можно поговорить, каким будет день и куда бежит рыжая собака, можно выучить стишок или загадывать загадки, поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на деревьях. А можно легко и непринужденно знакомить ребенка с правилами безопасности.
ВАРИАНТ 1. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ. Дети по утрам любят ходить неторопливо, по-хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчет времени, и то, что для нас всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое путешествие. Скажите ребенку, что сегодня вы – исследователи (туристы, путешественники, экстрималы) и ваша задача – невредимыми добраться до намеченной цели. А значит, вам надо быть очень бдительными: разглядеть, заметить, преодолеть все опасности, все ловушки и капканы, которые встретятся по пути. Такая игра мигом разбудит детское воображение, и ребенок будет уже не просто шагать рядом и глядеть по сторонам, но и думать, охотно отвечать на ваши вопросы, задавать свои. Вы можете распределить роли: малыш - опытный путешественник, а вы новичок. Новички ничего толком не знают и вечно все путают. За ними нужен глаз да глаз! Малыш с удовольствием возьмет над вами шефство, будет предупреждать, следить, опекать. Он почувствует себя важным и нужным человеком, без которого вам в пути не обойтись (а это и приятно и полезно: учиться отвечать за кого-то). Когда надо переходить дорогу, «по ошибке» вы направитесь не к «зебре» (или подземному переходу), попытаетесь обойти автобус спереди, а трамвай сзади. Если ребенок присоединяется к вашим глупостям, то вы теперь точно знаете, на что обратить внимание в ближайшее время, изучая технику безопасности. Вы можете идти совсем другой дорогой, непривычной (прокладывать новый маршрут). Ребенок поучится ориентироваться в пространстве, искать знакомые ориентиры, останавливаться и наблюдать, чтобы не заблудиться. (По дороге из детского сада делать это еще полезнее: ребенок должен знать дорогу к дому, причем не одну.) А если вы еще и назначите его главным в вашей связке, а сами превратитесь в новичка, в первый раз идущего этим маршрутом, обучение и закрепление правил безопасности пойдет еще быстрее.


ВАРИАНТ 2. СИТУАТИВНЫЙ. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы выучить или повторить с ребенком всевозможные правила безопасности. Все сразу правила выучить и повторять, конечно, не стоит, действуйте по ситуации. Вот бежит собачка - ВЫ ВСПОМНИЛИ, ОБСУДИЛИ, ПОВТОРИЛИ. Можно ли гладить чужую, незнакомую собаку, а, тем более, махать палкой перед ее носом. Проходите мимо неизвестной огромной лужи - измерьте палочкой ее глубину. Смотри, под водой какая глубокая яма, просто провалиться можно! Подошли к дороге: «Дай мне руку, я что-то забыла, как надо через дорогу переходить…» Малыш увидел на доме знакомую цифру: «Четыре!» - кричит. «Правильно, а у нас какой номер дома? А улица как называется?». Детвора - народ импульсивный, воспользуйтесь и этим. Вы идете через скверик, и ребенок вдруг делает скачек в сторону и лезет на дерево. Причем не обращает внимания, что нижние ветки подозрительно тонкие или сухие. Вместо того чтобы кричать «нельзя! ты куда полез!» уцепитесь сами за сухую ветку. Пусть полюбуется, как она сломается, как вы рухните на землю. И пусть это будет немножко понарошку, но маленький человек увидит наглядно, чем опасны сухие и тонкие ветки, почему сначала надо подумать, как себя подстраховать. Не старайтесь сделать и выучить все сразу. Если малышу надоела ваша игра – не навязывайте. Каждый день, понемногу «цепляясь» за случай – и результаты не заставят себя долго ждать. Играйте. Обращайте внимание на то, что ребенок НЕ знает. Чтоб поупражняться в следующий раз.


Что необходимо знать ребенку-путешественнику:
- свой адрес;
- домашний номер телефона;
- номера телефонов мамы и папы;
- как переходить дорогу;
- как не свалиться в яму и как преодолевать другие препятствия;
- как позвать на помощь.
Почему нельзя:
- садиться в машину без родителей;
- пойти с незнакомым человеком;
- брать у незнакомцев угощение;
- ходить по безлюдной дороге, даже если это ближе чем в обход.

Чем опасны:
- канализационные люки;
- железные заборы с острыми пиками наверху;
- стройки;
- бомжи, алкоголики и другие сомнительные люди;
- темные улицы;
- вода подо льдом.
Как вести себя:
- при встрече с животными;
- если ты потерялся;
- к кому можно обратиться и к кому нельзя (не к любому прохожему! подойти к ларьку, где несколько продавцов, к милиционеру);
- когда к тебе пристают (надо кричать: «Нет, ты не мой папа (сестра, мама, брат, дедушка!», «Не трогай меня, ты чужой. Я с тобой не пойду!».
Этот список вы можете дополнять и расширять. Вы можете завести тетрадь (или файл в компьютере) и отмечать в ней, что пройдено, что повторено, что еще предстоит узнать.
Как вы уже поняли, так можно играть (и заниматься) не только по дороге в детский сад, а в любое время.
Отправляясь в большое путешествие в неизвестное место, вам надо договориться:
1. Если потерялся (в большом магазине, например, стой на месте и жди: я тебя обязательно найду. С ребенком постарше вы можете заранее решить, где вам встретиться, если вдруг потеряетесь. Просто, входя в магазин (или в кинотеатр, или в торговый, игровой центр, обратите внимание: Вот главный вход, у этих дверей… Посмотри – в центре зала фонтан, если что – жди меня здесь…
2. 2. Не верь, если незнакомый человек скажет: «Пойдем со мной, вон там тебя мама ждет, я отведу…» - с ним можно пойти? А если скажет, что мама велела?
Проигрывайте заранее разные ситуации, в которые может попасть ребенок. Вооруженный таким опытом, он не испугается, не растеряется. Он сможет вести себя грамотно.
Давно замечено: чем больше вариантов неприятностей проиграно – тем меньше встретится их в жизни ребенка.
Так просто сделать эти правила интересными:
- вместе сочинить «песенку безопасности»;
- сделать так, чтоб он сам эти правила внушал маме;
- попросить его повторить эти правила кому-нибудь из младших соседей;
- нарисовать картинки-правила и повесить их на холодильнике;
- и многое-многое другое, что способны придумать родитель вместе с ребенком.
