И
скусство наказывать и поощрять
1.Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.
2. Когда выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
3. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делать ему плохое.
4. При наказании не припоминайте прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно.
5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.
6. Наказывая, не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Нельзя бить ребенка, обзывать бранными словами, кричать, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).
7. Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день.
8. Не стоит наказывать перед сном – ребенок будет плохо спать.
9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
упрямство – свидетельство желания быть независимым;
агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
10. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, что можно стать лучше, всё исправить а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.
Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят.
Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой и деньгами. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.