Консультация для родителей
«Макетирование, как новая форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов».
Заниматься с детьми всегда интересно и весело. Кроме того, любые занятия с детьми всегда развивают ребенка с той или иной стороны. Непременным условием воспитания любого ребенка является создание различных поделок своими руками. Начнем с того, что дети познают мир через органы чувств. Особенно маленькие дети. Это взрослые могут прочесть книгу, проанализировать ее содержание, сделать какие-то выводы для себя в дальнейшем. А маленькие ребенок только учиться познавать мир, оперировать своими чувствами. И в этом плане тактильное чувство, работа руками, мелкая моторика пальцев, обязательны для полноценного развития.
Что можно сделать своими руками.
1) Ну, во-первых, сегодня придумано множество поделок из бумаги. Это могут быть и снежинки к Новому году, это может быть бумажный журавлик, различные поделки оригами, которыми уже несколько столетий увлекаются японцы, а теперь и дети во всем мире.
2) Второй материал, на который следует обратить внимание при работе с детьми - это пластилин. При работе с пластилином развивается головной мозг, рефлекторно связанный с работой пальцев рук.
3) Третье, к чему следует стремиться при работе с детьми своими руками - это различные материалы, которыми оперируют уже взрослые. Но поделки из таких материалов следует предлагать сделать детям старшего дошкольного возраста. Это могут быть поделки из надувных шариков для моделирования, например собачка – пудель из шарика, это могут быть фенечки из атласных ленточек, это могут быть различные модели из змейки Рубика и т. д.
Важнейшей составляющей личности человека является его отношение к природе и к себе самому, как ее части. У ребенка нужно воспитывать стремление быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает; формировать и удовлетворять познавательный интерес к различным природным объектам и явлениям.
Комарова Т. С. Считает, что познавательная деятельность, направленная на познание природы, - это деятельность творческая. Мотивы практической деятельности ребенка в природе основываются на познавательном интересе к ней, понимании ее особого значения в жизни человека, эстетических переживаниях, любви и сочувствии к живому. Такие мотивы могут сформироваться только в деятельности ребенка, развертывающейся в различных природных средах.
В природе для ребенка открывается возможность таких видов деятельности как наблюдение, экспериментирование, художественное отображение, проектирование, макетирование.
Остановимся подробнее на таком виде деятельности ребенка как макетирование. Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Чтение стихов, рассказов, загадок способствует выразительности речи.
Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиум (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант- макеты в специальных стеклянных шкафах и полках. Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей : работа с разными по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук. В создании макета участвуют и дети, и взрослые.
Остановимся подробнее на требованиях по созданию макетов.
Требования к макету
1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место.
2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры.
3. Макеты должны быть эстетически оформлены.
Этапы работы по созданию макета:
1. –предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета).
2. –основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).
Работа педагогов и родителей с детьми на данном этапе включает элементы конструирования и художественно изобразительного творчества. Персонажи, дополнительные элементы изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности взрослых и детей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного бросового материалов. Макет, созданный совместно с детьми, долго служит хорошим наглядным материалом.
Важно, чтобы результаты совместного творчества использовались, как в самостоятельной игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.