СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Психологическая защита детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Психологическая защита детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Психологическая защита детей дошкольного возраста»


Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

  1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.


  1. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.


  1. Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защита — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохом самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.



Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты:


1. Отрицание. Стремление быть в центре внимания манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.

2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на занятиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время.

Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях, когда хотим ребенка чему-то научить,

3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс-конфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.

4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области {например, во взаимоотношениях со сверстниками) ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается не занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.

5. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписы­вание другим детям собственных, не признаваемых отрицательных качеств («Он ябеда»).

6.Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и (фильмами, боевыми видами спорта.

7. Интеллектуализация. Несвойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.



Памятка для родителей

при столкновении с психологическими защитами у детей


Запаситесь терпением.


Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.


Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.


Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.


Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями.


Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.


Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным.