Рекомендации для родителей.
Кто такой учитель-логопед?
Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей.
Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи.
Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:
коррекция звукопроизношения,
формирование фонематических процессов,
расширение и обогащение словарного запаса детей,
развитие грамматического строя речи,
развитие связной речи,
подготовка к обучению грамоте.
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи.
Могут ли родители сами развить речь ребёнка?
Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумные родители всегда стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
нельзя «сюсюкать», т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка,
желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной,
общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами,
следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом,
ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил, помните, что личное общение наиболее ценно.
Не забывайте развивать и мелкую моторику малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс. Ребенок не должен играть всегда один, ему необходимо общение с взрослыми в процессе игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.
Беседуйте обязательно со своим ребенком, ведь это так важно узнать, о чем думает ваш ребенок, что ему интересно, что волнует его. Беседовать надо уважительно, как с равным. Вы же хотите вырастить уверенного в себе, морально сильного человека? Никогда не высмеивайте своего ребенка, если поступите так несколько раз, то доверие ребенка придется восстанавливать.
Хотя бы 15 минут в день уделите время своему ребенку, выслушайте его, пусть расскажет, что произошло за день. Для вас может показаться ерундой сказанное ребенком, но для него это важно и в его возрасте вы тоже интересовались подобными вещами.
По дороге в садик и обратно и в том, числе на всех совместных прогулках с вашим ребенком говорите обо всем, что видите. Будет замечательно, если, пока вы идете за руку с вашим ребенком, вы вместе повспоминаете стихи, песенки, считалки, рифмовки, которые знает ваш ребенок, срифмуете новые строчки, пусть не складно, но с большим удовольствием. Обсудите облака, небо, снежинки, времена года и увиденных животных, машины, прочтите вывески вместе, помечтайте вместе. Вы поразитесь, какой умный у вас растет ребенок.
Уважаемые, родители! Хочется обратить ваше внимание на важность артикуляционной гимнастики!
Гимнастика для рук, ног дело нам привычное и знакомое, известно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, артикуляционная гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у вашего ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям от 2 до 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Детям пяти, шести лет и далее артикуляционная гимнастика поможет во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Первое время артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть свой язычок, видеть какое положение принял язычок, выполняя ту или иную артикуляционную гимнастику. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не стоит огорчаться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком несколько раз до тех пор, пока у вас получится. Самое главное быть терпеливым, ласковым и спокойным. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-10 минут.
Я предлагаю Вам несколько артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком регулярно.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5-10 секунд.
«Лягушка». Растягиваем губы в улыбке и удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Качели». Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. Чередуем положение языка несколько секунд.
«Часики». Улыбнуться, открыть рот кончик языка как «часовую стрелку» переводить из одного угла рта в другой.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот широким языком, круговыми движениями облизывать губы.
«Шарик». Надуть щеки, сдуть щеки.
«Маляр». Губы в улыбке, приоткрыть рот кончиком языка погладить «покрасить» небо.
«Чистим зубки». Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» зубки верхние и нижние.
«Накажем не послушный язычок». Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя – пя – пя… », покусать язычок зубами (чередовать эти два движения).
«Окошко». Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». Удерживать несколько секунд.
«Иголочка». Широко открываем рот, «укладываем» напряженный язычок на нижнюю губу.
Для разнообразия еще можно предложить ребенку «вкусную» артикуляционную гимнастику для того, чтобы привлечь его внимание, так как утомительные упражнения по развитию органов речи могут ребенку быстро надоесть, в этом случае можно использовать кондитерские изделия, например, чупа – чупс, леденцы, мармелад, соломку.
Втянуть мармеладку – спагетти, вытянув губы в трубочку.
Зафиксировать соломку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
Открыть рот, на язык положить соломку и удерживать ее в равновесии 10 секунд.
Открыть рот, леденец положить на язык загибая слегка края языка, образуя чашечку. В таком положении удерживать язык 10 секунд.
Облизать чупа – чупс с разных сторон, по кругу.
Уважаемые, родители помните, логопед всегда проконсультирует по интересующим вас вопросам. Желаю удачи!