СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие дикции у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие дикции у детей"»

Консультация логопеда

Упражнения для развития дикции

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).

ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы и т.д.
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:

ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Волки рыщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.














Консультация логопеда

Упражнения для развития дикции

Упражнение «Молоточек»

(забиваем воображаемые гвозди со звукосочетаниями ГБД, БДГ и ДБГ).

Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением звукосочетаний:

гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдЫ!

Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!

Дбги! Дбгэ! Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгы!

Упражнение «Лошадиный топот»

(погоняем воображаемую лошадку с буквосочетанием ПТК).

Погоняем лошадку рукой и добавляем постукивание ногой с лёгкими приседаниями, сопровождая звукосочетаниями:

ПткИ! ПткЭ! ПткА! ПткО! ПткУ! ПткЫ!

Птки!  Пткэ! Птка! Птко! Птку! Пткы!

Упражнение «Тарелочки»

(бросайте воображаемые пластиковые тарелочки).

Произнесение этих сложных звукосочетаний можно сопровождать движением, как будто вы кидаете бумеранг или пластиковые тарелочки.

КчкИ! КчкЭ! КчкА!КчкО! КчкУ! КчкЫ!

Кчки! Кчкэ! Кчка! Кчко! Кчку! Кчкы!

Потом можно пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым образом, хорошо бы подключить к этому процессу и сонорные звуки «р» и «л», типа:

лрИ, лрЭ, лрА, лрО, лрУ, лрЫ !

рлИ, рлЭ, рлА, рлО, рлУ, рлЫ !

Это без сомнения, действительно сложные звукосочетания, и вряд ли оба этих варианта получатся у вас достаточно хорошо с первого раза. Впрочем, опыт показывает, что для разных людей самыми сложными оказываются совершенно различные сочетания звуков. Я рекомендую выявить в своей речи такие сложные для произнесения сочетания, и почаще повторять именно те, которые даются труднее.

Желаю успеха!