СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие словаря у детей 4-5 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация для родителей

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие словаря у детей 4-5 лет"»

Развитие словаря у детей 4-5 лет

Развитие речи дошкольника напрямую зависит от его мелкой моторики рук. Для развития мелкой моторики рук малышей предлагайте ребенку различные шнуровки, кубики, конструкторы деревянные или lego, доски Сегена и другие игрушки. Кроме того нужно играть с ребенком в словесные и звуковые игры.

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения

словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят

слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный

словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном

общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный

словарь в значительной степени превышает активный. И одна из

существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в

актив.

Предлагаем вам несколько интересных игр для развития речи

дошкольников.

Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);

Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);

Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

Игра “Наоборот”.

Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

Упражнять детей в правильном склонении существительных

(род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь.

Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята).

Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у

малышей;

Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать…

шарф;

Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…,

холодный…;

Игра “Бюро находок” (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…);

Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);

Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

«Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)…;

- Мише стало грустно (отчего?)…;

- Миша обрадовался (когда?)…;

«Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими.

«Что в мешочке»

Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.

«Что изменилось»

Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет,

ребёнок говорит, что изменилось.

Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам в воспитании и

развитие ваших детей.