Консультация для родителей: «Речь взрослого – образец для подражания».
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В. А. Сухомлинский
Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится говорить. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Дети, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
В настоящее время всё чаще у родителей возникает вопрос: «Почему мой ребёнок не говорит?».
Кратко о причинах.
Гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной, ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку в основном жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Если ребенок часто находится в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов.
Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие также задерживается.
Что нужно делать, чтобы правильно развивать речь?
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. Разговаривайте с ним, все ваши действия сопровождайте речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи.
Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, он гудит ту-ту».
Пользуйтесь наглядным материалом! Это могут быть картинки, муляжи, натуральные предметы (овощи, фрукты, одежда, мебель).
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.
Речь человека — это его визитная карточка. Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя узнал!». От культуры речи родителей зависит культура речи детей.
В завершении нашей встречи хочу предложить вашему вниманию альбом по развитию речи для малышей с 1 года.
Автор Светлана Батяева практикующий логопед. Альбом представляет собой комплексную систему занятий по развитию речи с ребёнком, начиная с первого года жизни. Весёлые задания, подробные комментарии к играм и упражнениям для родителей позволяют сделать игры с малышом увлекательными и результативными и превратит маленького молчуна в большого болтунишку.