Консультация для родителей:
"Режим дня для ребёнка - нужен или нет? Организация питания в режиме дня дошкольника»
В жизни почти каждой семьи наступает момент, когда малыш начинает ходить в детский сад. Это волнующий и очень серьезный этап в жизни детей и их родителей, к которому желательно подготовиться заранее.
Качественная подготовка к садику очень важна для сохранения здоровья и успешного развития ребенка. Но не менее пристальное внимание следует уделить соблюдению режима дня.
Что такое режим дня дошкольника и для чего он нужен?
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Режим дня ребенка-дошкольника – это оптимальное чередование отдыха и активности: сна, прогулок, питания, обучения, игр.
Соблюдение режима дня в жизни дошкольника обеспечивает высокую работоспособность ребенка. У него выстраивается определенный биологический ритм, формируется система чередующихся условных рефлексов. Это облегчает организму выполнение его работы, физиологически подготавливая организм к предстоящей деятельности, будь то сон, прием пищи и т. п.
Отсутствие стабильного режима создает большую нагрузку на нервную систему детей, что приводит к переутомлению и перевозбуждению от усталости. Особенно неблагоприятно отклонения в режиме дня сказываются на состоянии ребенка, имеющего какие-либо особенности развития, так как функциональные возможности его организма могут быть снижены.
Какие сложности с соблюдением режима сна возникают у дошкольников?
Организация режима дня дошкольника, и в частности режима детского сна может вызвать у родителей трудности.
Одна из частых проблем детсадовских детей состоит в том, что ребенок не просыпается утром самостоятельно. Его приходится будить, это сопровождается плохим настроением, капризами или даже слезами.
Причин может быть несколько: некорректный для малыша режим, слишком позднее укладывание, неправильно организованное пробуждение.
• В первую очередь обратите внимание на корректность режима ребенка. Возможно, малыш просто не успевает как следует отдохнуть за ночь. Тщательно проанализируйте режимы сна и бодрствования, посвятите некоторое время их правильной организации, чтобы ребенок не испытывал нехватку сна.
• Малышу, который привык поздно ложиться и поздно вставать, просыпаться рано будет очень сложно. Поможет раннее укладывание. Оно благотворно сказывается на качестве сна ребенка, так как предотвращает вечернее «перегуливание» и тем самым помогает легче заснуть. Раннее укладывание в этом возрасте – это засыпание не позднее 21.00 при наличии дневного сна, а если малыш не спал днем, то не позже 19:30– 20:00. Родителям нужно интересоваться у воспитателей, поспал ли ребенок днем, чтобы уложить его на ночь, ориентируясь на суточную норму сна.
• Лучше не будить ребенка, а создавать условия для пробуждения: за 15–20 минут до времени подъема откройте дверь в комнату, где спит ребенок, распахните шторы, включите негромкую музыку, разговаривайте. Домашние звуки помогут ребенку мягко выйти из сна.
Все же желательно, чтобы ребенок просыпался утром самостоятельно.
Не мало важной является ежедневная прогулка на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми.
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие :
- Соответствие энергетической ценности рациона.
- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 ч, должны получать четырехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35-40%, полдник - 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах, но весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. В дошкольном учреждении необходимо строго соблюдать режим питания, не допускать отклонений от установленных часов приема пищи более, чем на 10 - 15 мин, что в значительной степени зависит от четкой работы пищеблока. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.
Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню детей каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо, включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты. Желательно, чтобы дети в течение дня получали два овощных блюда и только одно крупяное.
Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
В правильной организации питания детей, большое значение имеет обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т. п.
Для правильной организации питания детей в дошкольном учреждении необходимо заботиться о соблюдении преемственности между питанием в учреждении и дома, добиваться, чтобы домашний рацион ребенка стал дополнением к ясельному. С этой целью в детских группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни.
Организация детского питания является сложным, но в то же время важным моментом в развитии ребенка. При организации питания, следует учитывать комплекс различных факторов, таких как:
·Возраст
·Географическое положение
·Индивидуальную переносимость
·Взаимоотношение питания в ДОУ и питания дома.
Правильное питание должно полностью соответствовать индивидуальным требованиям организма ребенка.
Питание – это один из важных пунктов режима дня. Полноценное питание – это залог здоровья вашего чада. Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.