Синдром третьей четверти
Третья четверть – самая долгая, сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится настроение, а от желания идти в школу не остается и следа. Снижение работоспособности к началу весны психологи, педагоги и врачи называют синдромом третьей четверти у школьника.
Этим термином называют постоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание, жалобы на плохое самочувствие...
Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы?
Давайте попробуем разобраться в причинах развития синдрома третьей четверти и наметить пути его преодоления...
Симптомы синдрома третьей четверти у школьника
Долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься
Жалуется на частые головные боли, стал плаксив и вял
Замкнут, подолгу сидит погруженный в свои мысли, ничего не делая или бессмысленно перекладывая предметы.
Стал хуже реагировать на обращения к нему и часто как будто не слышит вас.
Сидит на стуле в позе: одна нога под себя, голова опирается на руку
Начал допускать «глупые» ошибки при выполнении заданий.
Стал часто менять почерк при письме
Существует достаточно способов справиться с синдромом третьей четверти у школьника.
Научите ребенка работать рационально. Важно, чтобы он не тратил много сил и времени на раскачку, не превращал выполнение заданий в бесконечную и нудную работу.
С учетом того, что весенний период славится авитаминозом, сейчас крайне необходимо восполнять дефицит витаминов и микроэлементов. Правильное питание поможет справиться с недостатком полезных веществ.
К вопросу питания нужно подойти со всей ответственностью.
Не забывайте про завтрак! Это самая важная часть дневного рациона. Непременным атрибутом правильного завтрака должны стать натуральные соки, свежие овощи и фрукты, каши и творог.
Включите в ежедневный рацион ребенка рыбу, нежирное мясо, морепродукты, орехи, оливковое масло – эти продукты стимулируют мозговую деятельность.
Необходимо провести профилактическую витаминотерапию. Для этого годятся не только широко рекламируемые витаминные комплексы, но и простые поливитамины, в состав которых входят витамины групп С, В, Д; неплохо сочетать с ними пищевые добавки, содержащие эхинацею - естественный иммуномодулятор.
Добавьте в рацион различные травяные чаи - ромашку, мяту, зверобой. Детям, легко возбудимым и плохо засыпающим, можно рекомендовать успокаивающие растения: корень валерианы, пион, мелиссу, мяту.
Существует такой парадокс – чем больше мы двигаемся, тем больше энергии внутри нас сублимируется. Гулять на свежем воздухе ребенок должен не менее 2-2,5 часов в день. Причем лучше, если последняя прогулка будет происходить прямо перед сном. Во время прогулки помечтайте вместе, обсудите какие-то отвлеченные темы.
Не забывайте о чудодейственной силе слова и прикосновений. Часто синдром третьей четверти у школьника усугубляется невниманием к его проблемам со стороны родителей. Спросить: «Как дела в школе?» или «Что ты получил по математике?» - не значит интересоваться делами ребенка и поддержать его. А вот поговорить о том, что творится у него в душе, обсудить конфликт с лучшим другом или просто дать школьнику выплакаться и поэмоционировать – это совсем другое.
Иногда синдром третьей четверти может быть следствием переизбытка информации вокруг школьника. Для того, чтобы вовремя сбросить с себя этот груз и расслабиться, нужно научиться вовремя отключаться. Для этого попросите ребенка сесть или лечь и закрыть глаза на 3-5 минут. Так мозг достаточно эффективно восстанавливается, а уставать школьник будет значительно меньше.
Для того, чтобы дозировать информацию, запретите школьнику выполнять несколько дел одновременно на постоянной основе. Не позволяйте одновременно делать уроки и слушать музыку, смотреть телевизор. Такая обстановка ведет к сильному информационному стрессу и истощению нервной системы .
Ребенок сможет легко и без последствий пережить синдром третьей четверти только с вашей помощью!
Необходимо контролировать в каком моральном, физическом и умственном состоянии находится ребенок и во время принимать меры, если появляются признаки переутомления.