СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "В гостях у сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "В гостях у сказки"»

Консультация для родителей:



Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудно­стей, как в хорошей сказке? Тог­да не бойтесь потратить ваше драгоценное время, вспомните, как наши предки посвящали вечерние часы сказке. И разве только дети были их слушателя­ми? Приглашаю вас в гости к сказке, где вы окунетесь в оре­ол тайны и волшебства!

Предлагаю вам войти в мир сказки, полной волшеб­ства, неожиданностей, пережи­ваний, чудесных превращений! Я уверена: любой из нас понима­ет, что воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения со­чувствовать и сопереживать, уважения к окружающим лю­дям – процесс очень значимый.

Не будем забывать, что чело­век – существо социальное. Поэтому его надо научить не только читать и писать, но и вза­имодействовать с другими людь­ми так, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Замыка­ясь на телевизорах, компьюте­рах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее от­зывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гар­монично взаимодействовать сами с собой и окружающими. А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, на­правленная на развитие эмоци­онально-нравственной сферы ребенка актуальна и важна.

Сказкотерапия метод, использующий сказочную форму для ин­теграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип это­го метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, за­бота о его душе.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для пони­мания ребенка словами предста­вить окружающую жизнь, лю­дей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает воз­можность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуа­ции без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной ра­боты с детьми.

Что, как не сказка, позволя­ет развивать творчество и фан­тазию ребенка? Сказка дает возможность слушателю побы­вать в таких вымышленных си­туациях, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за кото­рой свои и чужие радости и го­рести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа пере­стает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непри­вычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрос­лого текут слезы?

Сказка дает детям необходи­мую гамму переживаний, созда­ет особенное, ни с чем не срав­нимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка за­ключаются в следующем:

  • отсутствие в сказках дидакти­ки, нравоучений;

  • неопределенность места дей­ствия и главного героя;

  • образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;

  • победа добра, психологичес­кая защищенность;

  • наличие тайны и волшебства.

Опыт подсказывает: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому сказ­ки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по от­ношению к хрупкому душевно­му миру ребенка, не нести мрач­ности и тревожности. Главное – не навредить сказкой! Слушая сказку, ребенок сопереживает происходящему, анализирует события и поступки героев, са­мостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы.

Именно через сказки, обра­щенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о че­ловеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда дей­ствующие лица в сказке кажутся неправдоподобными. Истинные же сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реаль­ной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспри­ятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме суще­ствовать не могут, им необходи­ма игра воображения, образ­ность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, во­площающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В старинных сказках и исто­риях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях героев, а не о внешних событи­ях, и действия часто противоре­чат обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убе­гающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздуш­ный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нару­била кучу дров, притащила гру­ду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка, лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое со­держание буквально.

Ребенок, услышав и предста­вив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепро­вождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

С помощью сказки можно метафорично воспитывать ре­бенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся и личности. Напри­мер, каждому эгоистичному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о двух жадных медвежатах»; пуг­ливому и робкому – о «трусли­вом зайце», о «пыхе»; шаловли­вому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», кап­ризуле – «Принцесса на горо­шине». Необходимо почувство­вать и догадаться об эмоцио­нальной проблеме малыша: почему он тревожен, агресси­вен, капризен, и сочинить сказ­ку, где герои, их приключения будут помогать решать ребенку его проблему (страх, грубость, одиночество).

Именно в детском возрасте личность интенсивно развива­ется. Те нравственные, эстети­ческие и интеллектуальные чувства, которые характеризу­ют взрослого человека и спо­собны вдохновить его на боль­шие дела и на благородные по­ступки, не даны ребенку в го­товом виде от рождения. До­школьник не умеет самостоя­тельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произ­вольно управлять своими дей­ствиями и эмоциями складыва­ется на протяжении всего до­школьного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы проявления под влия­нием социальных условий жиз­ни и воспитания.


5