МБДОУ «Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»
Республика Крым
Направление «Музыка»
Терещенко Елена Анатольевна
Муз. руководитель высшей
квалификационной категории
Февраль 2025
Консультация для родителей
«Влияние музыки на физическое и психологическое здоровье детей»
Уважаемые родители!
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ
Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
В ФГОС ДО актуальность вопросов об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Особенно эффективно оздоровительную работу необходимо проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Наши далекие предки создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах.
Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.
Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера.
Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Различные исследования свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели - общение с детьми в музыкальных кружках.
Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.
Музыку сейчас найти не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.
Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:
Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т. к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.
Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.
При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.
Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками.
А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.
Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм мозга.
Применение музыки на МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДЕТСКОМ САДУ помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Количество видов детской муз. деятельности на занятиях: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.
Норма – 3-5 видов за занятии, в зависимости от возраста ребенка.
Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей).
На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии
1. Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально - личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Полезна после перенесенной простуды, когда уже закончился острый воспалительный процесс, но голосовые складки еще не полностью смыкаются.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой) ;
5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
При разучивании песен часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Мы помогаем каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память и внимание.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.
Танец как средство оздоровления:
борьба с гипподинамией.
подвижность в суставах.
3) поддерживает гибкость позвоночника.
4) развивает выносливость.
Пение как средство оздоровления:
1) развивает мышцы речевого аппарата.
2) улучшает память.
3) развивает внимание.
4) развивает интеллект.
Как пение, так и танец влияют: на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Таким образом, музыка имеет большое оздоровительное значение.
Я уверена, что певческие, танцевальные навыки детей, приобретенные во время учебной деятельности, всегда пригодятся им в жизни.
Если мы с Вами будем приучать ребёнка к хорошей музыке, то он вырастет здоровым, эмоционально и психически уравновешенным , спокойным человеком!
Берегите своих детей!