СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»»

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Воспитатель: Даценко Ю.И.

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью?

Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику.

А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.

Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

Сказки и их психологическое значение.

(составлено по статье психолога Елены ГАЙДА из журнала «Пупс»)

-А хочешь, я расскажу тебе сказку?

-Акопоп!

-Опять колобок? (Вчера вечером я полуторагодовалой Анюте пять раз уже ее рассказала, сегодня в обед – четыре раза.) Хорошо, слушай…

Расскажу, если попросит, еще много раз. Хотя понять не могу, что же ей нравится в этой трагической, на первый взгляд, истории…

Часто бывает, чем короче сказка, тем больше смысла она несет. Может быть, малышка хочет твердо усвоить, что далеко от мамы и папы уходить опасно? Или ей важно иметь представление, что не стоит терять бдительность? Колобок применил творческий подход и ушел от многих опасностей, но был слишком доволен успехом и поплатился. Может, действия Колобка – желание испытать себя? Персонаж катился навстречу опасности, решал все более сложные задачи и не смог вовремя остановиться. О, это произведение содержит и более глубокий смысл! Наш герой из теста, значит, хлебушек, он для того и появился, чтобы его съели. У каждого в жизни свое предназначение. Колобок выполнил свою миссию.

В чем сила сказки?

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Метафоры и образы – это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре. Сказки на людей действуют по – разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей.

Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:

  • Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

  • Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.

  • Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.

  • Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

Каждому – свое.

Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)

Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена») Поэтому они могут быть полезны для подростков.

Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки – страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их ребенок освобождается от состояния тревожности, каких – то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат.

  • Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

  • Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.

Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

  • Сказка позволяет переживать эмоции.

Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».

  • Сказка обладает силой внушения.

Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

  • Сказка готовит к взрослению.

Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.

Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:

-О чем эта сказка?

-Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

-Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

-Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?

-Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

-Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Каждый может стать сказочником.

Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:

-Сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;

-Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном цвете, опишите его. Это начало вашей сказки;

-Теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;

-Дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Жизнь, как в сказке.

Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?

Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который до 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии.


Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.

















Теоретическое консультирование по теме

«Как научить ребенка учить стихотворения».

Дети очень любят стихи, с удовольствием слушают и стараются запомнить. Стихотворение действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легко и быстро. Вот почему песни и стихи. Если они соответствуют возрасту, всегда производят впечатление на детей.

Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, интонацию. Эти музыкальные слуховые восприятия связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития языкового чутья ребенка, его художественного вкуса.

Стихотворения для детского восприятия необходимо подбирать с учетом интеллектуальных (чтобы было понятнее ребенку) и речевых возможностей (чтобы мог повторить хотя бы одно последнее слово в каждой строке или слог последнего слова). Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и тогда ребенок быстрее и легче запомнит стихотворение. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, который формирует его собственную речь. Потому – то, принимая во внимание легкость, с которой стихи запоминаются детьми. И следует быть крайне осторожными и разборчивыми при выборе стихотворений для заучивания.

Выбирая стихотворный материал, прежде всего, нужно обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Требования, которые должны предъявляться к стихам для малышей: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Как выучить с ребенком стихотворение или, вернее, что нужно сделать, чтобы ребенок запомнил стих. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются по многу раз и ребенок сам требует их прочитывания. Память на ритмическую рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.

Приемы, с помощью которых ребенку будет легче запомнить стихотворение:

  • Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым (желательно наизусть).

  • Лучше, если стихотворение сопровождает какой – то реальный процесс, игру ребенка или соответствует картинке (имеет наглядно действенную или наглядную опору).

  • Потом задайте вопросы по содержанию стихотворения, помогите ребенку уяснить его основную мысль.

  • Читайте строки по отдельности, можно не договаривать последнее слово в строке.

  • Можно ваше собственное чтение сопровождать прохлопыванием ритма руками ребенка (руки ребенка в ваших руках).

Стихотворения, которые рекомендуются для заучивания в этом возрасте: «Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы…»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет…» из «сказки о царе Салтане»; С. Черный «Приставалка»; К.Чуковский «Елка» в сокр.; А. Барто «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов «Петушки»; Е. Ильина «Наша елка» в сокр.; В. Пикулева «Надувала кошка шар»; Н. Саконская «Где мой пальчик?».

При подготовке использованы материалы: Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., «Просвещение», 1972 – с 135 – 140.; Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., Просвещение, 1990. – с 203 – 206.

Обучение ребенка рассказыванию.

(составлено по пособиям: Коротковой Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., «Просвещение» 1978, с 4-15; Гербовой В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М., «Просвещение», 1981 с 19)

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихонова писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Следует отметить, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого воздействия и руководства со стороны взрослых.

Развитие речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни: в наблюдениях, играх, труде, чтении книг, показа мультфильмов и т.д.

Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Монологическая речь формируется в недрах диалога, как основной формы речевого общения. Диалог – первая ступень развития связной речи ребенка.

Разработаны приемы формирования диалогической речи:

  • В быту и на занятиях различных видов, прежде всего по развитию речи, детей учат понимать самые разнообразные вопросы и отвечать на них.

  • Детей учат задавать вопросы.

  • Взрослый учит слушать и активно включаться в разговор.

  • Участие ребенка в драматизациях.

У детей четвертого года наблюдаются попытки составлять маленькие рассказы об игрушке, предмете. Для того, чтобы ребенок связно рассказал о чем – либо, нужно помочь ему «увидеть» объект и его свойства, качества; подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Все проводится в игровой форме.

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т.д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

Взрослый учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения, и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умения передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия, его кульминацию и развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.

Остановимся на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

Ребенок сначала должен рассмотреть игрушку, предмет. Надо научить его наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень его соответствия описываемому объекту и его признакам.

Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых взрослый помогает ребенку лучше познакомиться с объектами описания.

Вот несколько схем, по которым можно составить описательный рассказ.


Тема «Ягоды». План рассказа:

-Что это?

-Где растет?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Съедобная или несъедобная?

-Что можно из них приготовить?


Тема «Игрушки». План рассказа:

-Что это?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Из чего сделано?

-Как можно с ней играть?

Ознакомление детей четвертого года жизни с художественной литературой.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки открывают перед ним меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Каждое художественное произведение нужно донести до ребенка как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребенком его содержания, и средств художественной выразительности.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Начиная с трех лет ребенка необходимо подводить к различению жанров. Взрослый должен обязательно называть жанр произведения: «Сегодня я расскажу тебе сказку», «Сейчас я прочитаю тебе рассказ». Углубленное понимание специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте, но в младшем возрасте дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведи», «Кот, лиса и петух» - сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой – стихотворения, а «Ясочкин сад» Н. Забилы – рассказ. Необходимо избегать неправильных выражений («я расскажу тебе стишок», «почитаю сказочку»).

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Детям четвертого года жизни предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь способствует пониманию основного смысла сказки. Когда взрослый смотрит не в книгу, а на ребенка, он как бы разговаривает с ним и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказать ее два и даже три раза, а можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить ребенку вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

Например: сказка «Маша и медведь» - можно спросить «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?». Ребенок, подражая взрослому, низким голосом медведя отвечает: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» - побуждаем вспомнить слова : «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке».

Повторяя строчки ребенок лучше усваивает содержание сказки и учится интонационно передавать слова героев. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие как «Игрушки», «Мой мишка» воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое к личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, ребенок улавливает созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимает, а затем и запоминает все стихотворение.

Большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить ребенка произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому взрослый должен особенно точно расставить логические ударения и добиваться, чтобы и ребенок произносил стихотворение правильно.

После чтения рассказов и стихотворений можно напомнить ребенку аналогичные факты собственной жизни. Например, прочитав стихотворение Благининой Е. «Вот какая мама», взрослый может задать вопрос: «Соня (Ира, Тимур), а как я наряжала тебя к празднику?».

Пусть, отвечая на вопросы, ребенок строит свое высказывание из одного – двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи. Конечно, много вопросов задавать не следует, но два – три вопроса, выясняющих, как ребенок понял содержание можно задать.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные ребенком, входили в его активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, ребенок пользовался словами в правильной грамматической форме.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи.




© 2025 44 0