Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Воспитывать или обучать"»
ВОСПИТЫВАТЬ или ОБУЧАТЬ
Подготовила воспитатель МАДОУ №51 «Зоренька» детский сад комбинированного вида
Горбачёва Алла Сергеевна
- Воспитание – это очень тонкое, трудное занятие, требующее знаний психологии, педагогики, терпения и времени.
- Обучать дано многим, воспитывать – не каждому.
Воспитание – одна из параллелей обучения.
Как часто в погоне за знаниями, обучением мы, взрослые, часто забываем о таких человеческих качествах, как уважение к ближнему, даже ребенку, взаимовыручка, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь. Иногда воспитать эти качества значительно труднее, чем научить ребенка считать.
Ребенок - это светлая, чистая, добрая и нежная душа. И эта душа, как тесто, что и как из него вылепят родители и педагоги, то и вырастет.
Антон Семенович Макаренко, советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования, говорил:
« Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги ».
Большое влияние на становление как личности имеют и воспитатели в детском саду. Они воспитывают в ребёнке чувство патриотизма к Родине, уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему.
Значит, воспитатель, не только обучает, но и воспитывает , обучая детей .
Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать.
- Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.
- Задача совместной деятельности педагогов и родителей – создание воспитывающей среды , обеспечивающей единство требований семьи и детского сада.
И что же сложнее – воспитание или обучение ? Конечно, воспитание , т. к. - это сложный процесс, который зависит от постоянно меняющихся ситуаций. Но « воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя , воспитать своих детей . Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя , то упраздняется вопрос о воспитании », говорил Л. Н. Толстой.
Правила воспитания от доктора философии Дороти Ло Ноутли
- если дети растут в обстановке критики, они учатся во всем искать недостатки;
- если дети растут в обстановке враждебности, они будут постоянно драться;
- если дети подвергаются насмешкам, они становятся чрезмерно стеснительными;
- если детей постоянно стыдить, то у них появится комплекс вины;
- если к детям относиться с терпимостью, то и они в дальнейшим будут терпимы;
- если дети чувствуют поддержку, в них развивается уверенность;
- если дети видят благодарность, то и в дальнейшем будут учиться быть благодарными;
- если дети чувствуют себя в безопасности, то они учатся доверять;
- если дети чувствуют дружеское отношение, то они учатся любить.
А ТЕПЕРЬ ЗАДУМАЙТЕСЬ: «А В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ ЖИВЕТ ВАШ РЕБЕНОК?»
А.С. Макаренко:
« Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома».
Если вы хотите видеть вашего ребенка любознательным, активным; уверенным в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющим переживать за другого, вот несколько заповедей для успешного воспитания:
- Начинай воспитания с себя;
- Будь твердым и последовательным;
- Уважай себя и своего ребенка;
- Знай его личные и возрастные особенности;
- Умей учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности его и свои;
- Не угрожай и не вымогай обещания;
- Не морализируй;
- Не мешай ему быть самим собой;
- Верь в него и помоги ему поверить в себя!!!
Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выправить легко, Сухую ветку лишь огонь исправит. (персидский мыслитель Саади, 13 век)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ