Консультация для родителей
«Зимние каникулы с ребенком»
Эксперименты, игры, задания, упражнения
Занятия проводятся в игровой форме и способствуют развитию мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности, оптико-пространственного восприятия, речи.
Опыты и эксперименты зимой
Почему тает снег?
Материал: Емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник и т.д.). Через некоторое время предлагает ребенку принести колобки. Что произошло с ними? (в тепле снег превратился в воду).
Изготовление цветных льдинок
Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Взрослый с ребенком рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Ребенок рассматривает обычную воду и окрашенную. Ребенок совместно с взрослым изготавливают льдинки: заливают формочки холодной водой, ставят на поднос и выносят на улицу (балкон).
Почему снег мягкий?
Материал: Лопатка, ведерко, лупа, черная бархатная бумага.
Предложить ребенку понаблюдать, как кружится и падает снег. Затем рассмотреть хлопья снега, которые падают на черную бархатную бумагу, через лупу. Что они видят? Отдельные снежинки, сцеплены вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его легко поднять (набрать лопаткой в ведерко снег).
Вывод. Снег легкий, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.
Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Расслабление руки
(упражнения выполняются одной и двумя руками)
«Стряхнем снег с руки»
Взять руку ребенка и потряхивать ее.
«Слепим снежок»
Сжать крепко кулак (слепить снежок) и разжать его (брось снежок).
«Я согрею твои руки»
Взрослый сжимает пальцы ребенка в кулак и отпускает.
«Стряхни снег с пальцев»
Ребенок потряхивает кистями.
«У кого самый большой и крепкий снежок?»
Соединить концы пальцев двух рук или сцепить их в замок, изобразив шар, и напрячь. «Снежок рассыпался» (расслабить пальцы), стряхнуть с них снег (помахать кистями).
«Погреем руки»
Сцепить пальцы обеих рук в замок и крепко сжать, подуть, потом расслабить.
«Помаши снеговику»
Во дворе стоит снеговик. Скучно стоять одному. Посмотреть на него в окно и помахать ему расслабленными кистями.
«Надеваем варежки»
Сжать пальцы в кулак крепко и одновременно разжать, вытянув ладонь вперед, вниз. Помахать ладонью в «варежке».
«Надеваем перчатки»
Сжать пальцы в кулак и разжимать поочередно, раздвинуть и легко пошевелить ими вверх и вниз.
Развитие тактильной чувствительности
«Чистые руки»
После прогулки нужно хорошо вымыть руки. Покажи, как ты это сделаешь.
«Чудесный мешочек», «Что в варежке у Деда Мороза?», «Что в новогоднем сундучке?»
Ребенок ощупывает предметы и называет их (снежинки, снеговик, елочка, елочные украшения, комок ваты).
«Найди нужное окошко»
Подобрать к вырезанному в форме какого-либо предмета окошку предмет такого же размера и формы.
«Снежный бассейн»
В емкость насыпать раскрошенный пенопласт или нарезанный синтепон, поролон, игрушки и предметы на зимнюю тематику. Нужно найти и назвать предмет, не вынимая его из бассейна.
Развитие тонких, дифференцированных движений пальцев рук
Выполнять движения, координируя их с проговариваемым текстом:
«Нарисуй в воздухе снежинки»
Белый снег, пушистый нарисовать круги, снежинки
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
«Нарисуй в воздухе метель (вьюгу)»
За зимою две метели рисовать в воздухе спирали
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
«Нарисуй снежки»
Будем кругом ходить указательный и средний пальцы идут по
кругу по столу;
Да снежки лепить. рисовать круги пальцем на столе.
«Морозные узоры»
Невидимкой осторожно пальцем рисовать в воздухе, на окне веточки,
Он является ко мне. траву, сосульки, горки, лыжню, след от
коньков, снежные постройки.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
«Снежные следы»
По дорожкам, по снегам, рисовать в воздухе извилистые линии, сугробы;
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам указательный и средний пальцы прыгают по
Длинноухий зайка. столу, показывают уши зайца;
А за ним - смотрите все! -
Рыжая лисица. ладонью двигать в стороны;
Захотелось и лисе
С нами веселиться.
Вперевалочку идёт указательный и средний пальцы медленно
Косолапый мишка. переступают по столу;
Он несет в подарок мед
И большую шишку. соединить пальцы и основания ладоней в шар.
Действия с предметами
Ребенок выполняет задания по инструкции, по ходу чтения стихотворения молча или с его проговариванием.
«Выложи ёлочку», «Выложи снежинку», «Выложи сосульку»
Из палочек, спичек, мозаики, геометрических фигур, шнура, сосновых игл, веточек.
«Составь из частей снеговика»
Снеговик ехал с горки, налетел на кочку, подпрыгнул и рассыпался (составить снеговика из геометрических фигур).
«Вылепи»
Из пластилина, глины, теста вылепить снежинку, елку, снеговика, сугроб, сосульку.
«Новогодняя елка»
Повсюду, повсюду, на контур елки наложить разноцветные круги
Куда ни взгляни,
Сияют на елках
Цветные огни.
Графические упражнения
«Нарисуй на крыше сосульки»
Рисовать толстые и тонкие, длинные и короткие сосульки, свисающие с крыши.
«Раскрась»
Раскрасить елочные шары, висящие на еловой ветке, на елке.
«Хлопушка»
Хлопнула хлопушка, рисовать много кругов разного цвета и
Рассыпав конфетти, размера над изображением хлопушки
Попробуй, собери.
«Прокати снежок, ком по дорожке»
Нарисовать маленький круг, от него дорожку (прямую или извилистую линию, линию в виде спирали по уже изображённой тонкой линии, по частым или редким штрихам, точкам), в конце линии изобразить большой круг (получился большой ком снега).
Желаю Вам веселых и радостных новогодних каникул!
Педагог-психолог: Мальцева
Екатерина Константиновна