Структура и содержание музыкального занятия в ДОУ.
Консультация для студентов дошкольного отделения, проходящих практику в ДОУ
Целью художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании является воспитание в детях способности осмысленно воспринимать произведения различных видов искусства: словесного, изобразительного и музыкального. А главная цель музыкального воспитания в ДОУ – это подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Музыкальное развитие в детском саду осуществляется через образовательную деятельность. Она организуется и как совместная деятельность педагога и детей, так и самостоятельная. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности.
В зависимости от правильно подобранных форм организации образовательной деятельности будет определена успешность обучения. Музыкальные занятия являются главной формой музыкального развития в детском саду.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе, в музыкальном зале или специально оборудованном кабинете. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игры на инструментах, ритмических упражнений.
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
• младшие группы — 15 минут
• средняя группа — 20 минут
• старшая группа — 25 минут
• подготовительная группа — 30 минут
Музыкальные занятия бывают фронтальные (проводятся со всей группой детей); индивидуальные и по подгруппам (проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка).
По содержанию занятия могут быть:
типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:
1. Слушание
2. Пение
3. Музыкально-ритмические движения
4. Игра на детских музыкальных инструментах (творчество)
В целом структура музыкального занятия может выглядеть так:
Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развивать танцевальные навыки, разучивать простые танцевальные движения.
Основная часть занятия:
a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
б) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно брать и распределять дыхание во время пения.
в) Музыкально-дидактические игры. Задача: познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
Заключительная часть занятия: игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное удовлетворение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.
С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Но не стоит забывать о повторении и закреплении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрпризный момент или элемент неожиданности. Занятие должно быть чётко спланировано и подготовленно. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что будет очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.
Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И не забывать, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.
Крайне важно, чтобы занятия проводились систематически. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом время, проведенное на занятии будет потрачено впустую.
Ведущая роль музыкального руководителя не означает, что роль активности воспитателя должна быть понижена.
Зачастую воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины ил вовсе, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Однако, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса качественного музыкального воспитания требует от педагога большей активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в детском саду:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.