СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для учителей-логопедов: "Методические рекомендации для формулировки логопедических заключений у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллектуального развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации применимы для формулировки логопедических заключений дошкольникам с сохранным интеллектом.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для учителей-логопедов: "Методические рекомендации для формулировки логопедических заключений у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллектуального развития"»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Пласта










КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

«Методические рекомендации при написании логопедических заключений детям дошкольного возраста

с нормальным уровнем интеллектуального развития»





Выполнила:

учитель-логопед

I кв. категории

Пономарева М.В.


Глава 1. Рекомендации к постановке логопедического заключения

Проблема диагностики речевых расстройств имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Точная диагностика нарушений речи способствует более правильному комплектованию речевых групп ДОУ, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы (классы), более направленному, дифференцированному, а, в конечном счете, и более эффективному логопедическому воздействию.

В теории и методике современной логопедии отсутствует единый стандарт формулирования логопедического заключения. В практике логопедической диагностики это приводит к тому, что логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах.

Принятые в отечественной логопедии психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации нарушений речи рассматривают речевые расстройства в разных аспектах. При этом данные той и другой классификации дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на определение симптоматического уровня нарушений речи, создает предпосылки определения характера речевой патологии и решает, прежде всего, практические задачи комплектования логопедических групп.

В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют более точно вынести логопедическое заключение на основе клинико-педагогической (этиопатогенетической) классификации. Клинические характеристики, в первую очередь, ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. Однако дифференцированный подход в коррекции нарушений речи невозможен без учета как уровня несформированности речи ребенка и нарушенных компонентов его речи, так и механизмов, форм нарушения речи.

Таким образом, логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна реализоваться в рамках обеих классификаций, а логопедическое заключение выстраиваться на основе их пересечения. Принятые в логопедии классификации дополняют друг друга и служат общим задачам – комплектованию логопедических групп и реализации системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Помимо этого, Р. И Лалаева (2000) указывает на назревшую к настоящему времени необходимость уточнения и расширения психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В частности, она отмечает тот факт, что у детей с ОНР, по мере проведения коррекционной работы, происходит нормализация звукопроизношения и фонематического развития, а недоразвитие лексико-грамматического строя сохраняется еще длительное время. Это может стать основанием для того, что бы наряду с ОНР и НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить еще и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Кроме того, и внутри клинико-педагогической классификации необходимо уточнить формы нарушений речи.

Далее приводятся рекомендации по постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой в книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения», Е. М. Мастюковой в статье «Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза» в учебном пособии для студентов педвузов «Логопедия», Н.М. Трубниковой в пособии «Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и ДЦП», В.М. Акименко в сборнике «Речевые нарушения у детей», примеры формулирования логопедических заключений логопедами – практиками.


Глава 2. Методические рекомендации к постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой *

________________________________________________________________

* Приводится по книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения»: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).


Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение про­изношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаше всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй:

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, мотор­ная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического раз­вития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

  • Дислалия;

  • Дизартрия или стертая дизартрия;

- Нарушения голоса;

- Ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

  • Дислалия;

  • Дизартрия или стертая дизартрия;

  • Ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

- Выход из моторной (сенсорной) алалии;

- По типу задержки речевого развития;

- При ЗПР;

- Невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

- Моторная алалия;

- Сенсорная алалия;

- Семсомоторная алалия;

- Дизартрия или стертая дизартрия;

- По типу задержки речевого развития;

- При ЗПР;

- Невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи:

- Заикание;

- Тахилалия;

- Брадилалия;

- Спотыкание (полтерн).


Примерные формулировки логопедического заключения

  • Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсорная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (1 уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия, заикание.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсомоторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи.

Детская афазия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия, заикание.

  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Выход из моторной алалии.

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Моторная функциональная дислалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.


Глава 3. Примеры формулирования логопедических заключений

Отсутствие единого стандарта формулирования логопедических заключений вынуждает учителей-логопедов к самостоятельному определению перечня их наименований. Многие из подобных продуктов интеллектуальной деятельности могут стать предметом дискуссионного обсуждения.

Привожу собственный пример формулирования логопедических заключений. На мой взгляд, это пример реализации синтеза психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций:

1.     Недостаточная сформированность языковых и речевых средств (фонетическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (дизартрией (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, подкорковая), ринолалией, заиканием).

2.    Недостаточная сформированность (несформированность) языковых и речевых средств (фонетическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка с алалией (указать вид алалии: сенсорная, моторная, сенсомоторная);

3. Фонетическое недоразвитие речи у ребёнка с дислалией (указать вид дислалии: функциональная (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая) или механическая)

4. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дислалией (указать вид дислалии: функциональная (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая) или механическая).