Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников
Семинар для педагогов ДОУ
Подготовила Егорова Е.А.
ФГОС Целевые ориентиры
«Любознательный, активный»
- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
- Склонен наблюдать и экспериментировать,
- Обладает начальными знаниями о природном мире
- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
- задает вопросы взрослом и сверстникам,
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности),
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
ФГОС Образовательная область «Познавательное развитие» Детская деятельность «Познавательно-исследовательская» Формы развития
- экспериментирование;
- исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
Эпиграф
"Пустая голова не рассуждает:
чем больше опыта,
тем больше способна
она рассуждать".
П. П. Блонский
Н.Н. Поддьяков
«Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребенка».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формируются основы логического мышления, обеспечивающие максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Экспериментирование
- Экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса в ДОУ экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей.
- По характеру объектов используемых в эксперименте:
По месту проведения опытов:
- - опыты с растениями;
- - опыты с животными;
- - опыты с объектами неживой природы;
- - опыты, объектом которых является человек.
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-10 детей);
- коллективные (вся группа).
Виды детского экспериментирования
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По продолжительности:
- кратковременные
- (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше
- 15 минут).
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические;
- систематические.
По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные;
- итоговые.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные;
- цикличные.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие;
- сравнительные;
- обобщающие.
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные;
- поисковые.
Т.о., экспериментальная деятельность - это способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы .
Формы детского экспериментирования
познавательная
продуктивная
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
- новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования),
- на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
Познавательная форма детского экспериментирования
1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.
2 . Выдвигать гипотезы, строить предположения.
3.Задавать вопросы.
4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5.Классифицировать.
6.Наблюдать.
7. Делать выводы и умозаключения.
Последовательность детского экспериментирования
- Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования
Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов
Последовательность детского экспериментирования:
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Прогнозирование результата (старший возраст)
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)
5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого)
6. Наблюдение результатов эксперимента
7. Фиксирование результатов эксперимента
8. Формулировка выводов
Методы и приемы организации детского экспериментирования
Опыты и эксперименты
Наблюдения
Метод проектов
Моделирование
(создание моделей объектов живой и неживой природы)
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций
«Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
Использование художественного слова
Трудовые поручения, действия
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
Значение метода проектов в экспериментальной деятельности дошкольников
Роль педагога в развитии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Стимулирует интерес
Стимулирует исследовательское поведение ребенка
Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений
Использует
приемы РТВ
Роль педагога
- Поисковая, экспериментальная, познавательная деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог.
- Задача педагога - так выстроить свою деятельность «вокруг» ребенка, чтобы в результате выполнения задания он был твердо убежден, что сам догадался, как все надо было сделать.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями
- Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше самостоятельно и независимо действовали.
- Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
- Избегайте прямых инструкций ребенку.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте учиться управлять процессом мышления.
- Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах
Младшая группа
- Развитие наглядно- действенного мышления.
- Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
- Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
- Выполняют простейшие поручения.
- Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
- Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
- Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
- Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Средняя группа
- Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
- Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.
- Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
- Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
Старшая группа
- Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
- Даются задания по прогнозированию результатов.
- Опыты проводятся поэтапно.
- Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
- Вводятся длительные эксперименты.
- Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Подготовительная группа
- Проведение экспериментов – норма жизни.
- Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.
- Воспитанники проявляют инициативу.
- Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
- Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
Достоинства экспериментирования
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - активизируются мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения ;
-активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
-формируются трудовые навыки;
-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.